Тема: Уроки физики с ИКТ.
Митрошина Л.Н.,
учитель физики,
Среднепостольская СОШ
Завьяловского района УР
Проблемы:
- Интерес к учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно.
- В рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.
- Объём информации удваивается каждые несколько лет, учитель как её источник вытесняется с привычных позиций.
- Дети увлечены компьютерными играми и общением в Интернете.
Актуальность
- « Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
- Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму».
Китайская пословица
Определение цели.
- Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности .
- Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых .
Цель:
совершенствование образовательного процесса,
формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно - коммуникационных технологий.
Задачи:
- Изучение опыта работы использования ИКТ.
- Апробация ИКТ на уроках физики.
- Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
- Внедрение методик и элементов инновационных технологий в учебном процессе.
- Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
- Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.
ИКТ
Программно
-технические
средства
Методы
Производственные
процессы
Типы ЭОР:
Текстографические.
Элементарные аудиовизуальные ресурсы.
Мультимедиа - ресурсы.
Мультимедиа-ресурсы
о nline
Интернет-
ресурсы
Электронные
учебники
Презентации
Интерактивные
программы и
тренажёры
Аудио, видео-
анимация
Программы
вычисления и
моделирования
Виртуальные стенды
MS-Office и
др. приложения
Интернет-ресурсы
Конструкторы,
редакторы
Электронные таблицы и плакаты
Использование готовых электронных пособий
- Физика. Механика. (Опорные конспекты. Алгоритмы решения задач.)
- Физика-10 и Физика-11(интерактивное приложение к учебнику) и т.д.
- Живая физика
- Открытая физика (образовательная коллекция)
- Физика 7-11класс
- Физика 9-11 класс (экспресс-подготовка к экзамену)
Электронные учебники и приложения
Подготовка к лабораторной работе
Проведение лабораторной работы
Проведение виртуальной работы
Использование ЦОР
Проведение урока ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ ВОЛНЫ
Поперечная волна
Продольная волна
Наложение продольной и поперечной волн
движение молекул в волне на поверхности жидкости
Демонстрация дисперсии света
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстри-рованы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению.
Флеш - анимации
Видеоролики
Презентация к уроку
Презентации для уроков
Мультимедиа-презентации - сценарии уроков
- Мультимедиа - сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office .
- Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
- При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Методы использования мультимедиа презентаций .
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
- Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
- Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
- Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
- Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
При изучении
нового материала
При закреплении
новой темы
При совершенство-
вании знаний
При проверке
с/р и к/р
При решении задач
обуч. хар-ра
При решении задач
обуч. хар-ра
Средство изготовле-
ния дидакт.мат-ла
Презентации использую
практически на всех этапах урока:
при изучении нового материала,
предъявлении новой информации
при закреплении пройденного материала,
отработки учебных умений и навыков
при повторении, практическом применении
полученных знаний, умений, навыков
при обобщении, систематизации знаний
Достоинства компьютерных презентаций
- Увеличение темпа урока.
- Все важные этапы урока зафиксированы на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске.
- Постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока.
- Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе.
- В течение урока учащиеся переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Интерактивные плакаты.
Тест по теме: Давление жидкости.
- 1) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок.
А) увеличится, Б) не изменится, В) уменьшится.
- 2) В каком сосуде давление воды на дно больше?
А) в первом, Б) во втором, В) одинаково.
- 3) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше.
А) на 1, Б) на 2, В) на 3.
- 4) В сосудах изображённых на рис. находятся жидкости. В 1 сосуде вода, во 2 керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше, Б) во 2 больше, В) одинаково.
- 5) Запишите формулу давления жидкости.
- 1) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок.
А) увеличится , Б) не изменится, В) уменьшится
.
- 2) В каком сосуде давление воды на дно больше?
А) в первом, Б) во втором, В) одинаково .
- 3) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше.
А) на 1, Б) на 2, В) на 3.
- 4) В сосудах изображённых на рис. находятся жидкости. В 1 сосуде вода, во 2 керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше , Б) во 2 больше, В) одинаково.
ОМС – ЭОР нового поколения при объяснении новой темы.
Проверка выполнения закона.
Подготовка к ЕГЭ
Негативные последствия воздействия средств ИКТ
- Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».
- Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Способы преодоления негативных последствий.
- Применение групповых форм работы на уроке.
- Использовать виртуальные опыты, анимации и лабораторные работы как образцы для выполнения реальных.
Преимущества использования ИКТ для учителя:
- Экономия учебного времени (до 30%);
- Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
- Включение учащихся в активную деятельность;
- Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;
- Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
- Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
- Освобождение от рутинной бумажной работы.
- Создание положительного эмоционального фона урока;
ИКТ для учащихся :
- Обеспечивает более эффективную доступность информации;
- Приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
- Позволяет ученику работать в своем темпе;
- Развивает нестандартное мышление;
- Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
- Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
Компьютер – мощный инструмент
в руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать
на место самого Учителя…
Выводы:
Средства ИКТ способствуют повышения мотивации обучения физике.
Средства ИКТ необходимы в условиях современного образования.
Используемая литература
- Хуторской А.В. Методы эвристического обучения.
- Винницкий Ю.А. Компьютерный эксперимент на уроках физики в средней школе.
- Ильясова Т. Компьютерная поддержка уроков физики.
- Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Издательский центр « Академия ».1999.
- Каталог Интернет-ресурсов по физике .