Инклюзивное
Образование в РОССИИ:
проблемы и перспективы
Выступление на МО
Подготовила:
Пужкина Н.И.
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, и это приносит много неудобств, проблем как ребенку, так и его родителям.
В мире очень много бед и страданий – это болезни, потери, разрушения, катаклизмы, и трудно определить, что страшнее в этом списке. И каждый, кому приходится пережить страдание или беду, зачастую остается один на один со своей болью. Но есть одно страдание, которое можно выделить из общего списка – это страдание не за себя, а за собственного ребенка, который по воле судьбы родился не таким, как все. Его терзания нельзя сравнить ни с чем, а его жизнь полна боли. В мире много особенных детей, а ведь они полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением.
«Инвалид»… – это очень резкое и страшное слово, тем более по отношению к ребенку. Наверное, поэтому в европейских странах, таких как Англия и Германия никогда не употребляется термин «ребенок-инвалид».
Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями».
Наше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.
Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.
Таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.
Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.
Дети с особыми образовательными
потребностями (ООП)
2 миллиона всех детей в Российской Федерации- дети с ОВЗ
700 тысяч из них- дети-инвалиды
Законодательная база
« Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»
(статья 2, пункт 27)
« Новая школа-это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Инклюзивное образование
Термин « инклюзивное образование »- от латинского слова include , означающие « включенный »
Инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
“ Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы инклюзивного образования
Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей
1
Каждый человек способен чувствовать и думать.
2
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
3
Все люди нуждаются друг в друге.
4
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
5
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
6
6
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
7
Совместное обучение- путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов
8
Реализация принципов означает, что:
- Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства
- Все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА
В развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие:
- учителей начальных классов;
- учителей-предметников;
- учителей-логопедов;
- педагогов-психологов;
- педагогов-дефектологов;
- инструкторов по ЛФК;
- воспитателей; педагогов дополнительного образования;
- врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.).
Интегрированному обучению
Не подлежат:
Подлежат:
- Дети, имеющие потерю слуха ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП)
- Дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с умственной отсталостью, других зрительных функций, слуха, ДЦП)
- Дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности или имбецильности
- Дети с ДЦП в сочетании с нарушением интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые
- Дети, имеющие снижение слуха до 60 Дб
- Дети, имеющие остроту зрения не ниже 0,1
- Дети, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития
Без сопутствующих отклонений в развитии
Проблемы внедрения инклюзивного
образования:
Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков.
- Отсутствие специальной подготовки педагогических работников.
- Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.
- Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”.
- Консервативность общества.
- Нет четких правовых и экономических норм.
- Материально-техническое оснащение учреждений
Учитель и инклюзивное образование
Психологический «барьер»:
- Страх перед неизвестным
- Страх вреда инклюзии для остальных участников процесса
- Негативные установки и предубеждения
- Профессиональная неуверенность учителя
- Нежелание изменятся
- Психологическая неготовность к работе с «особенными» детьми
ПРЕОДОЛЕНИЕ «БАРЬЕРА»
Учитель и инклюзивное образование
Профессиональная
Психологическая
готовность
готовность
- Информационная готовность
- Владение педагогическими технологиями
- Знание основ психологии и коррекционной педагогики
- Знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии
- Готовность педагогов использовать вариативность в процессе обучения
- Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
- Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
- Готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)
- Удовлетворенность собственной педагогической деятельностью
Учитель и инклюзивное образование
Практические советы по применению инклюзии:
- Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
- Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи
- Вовлекать учеников в групповые формы работы
- Использовать активные формы обучения
Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему».
Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей!
Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.
Спасибо за внимание!