СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям всех категорий для изучения проблем инклюзивного образования в России

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы"»

Инклюзивное Образование в РОССИИ: проблемы и перспективы Выступление на МО Подготовила: Пужкина Н.И.

Инклюзивное

Образование в РОССИИ:

проблемы и перспективы

Выступление на МО

Подготовила:

Пужкина Н.И.

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, и это приносит много неудобств, проблем как ребенку, так и его родителям.

В мире очень много бед и страданий – это болезни, потери, разрушения, катаклизмы, и трудно определить, что страшнее в этом списке. И каждый, кому приходится пережить страдание или беду, зачастую остается один на один со своей болью. Но есть одно страдание, которое можно выделить из общего списка – это страдание не за себя, а за собственного ребенка, который по воле судьбы родился не таким, как все. Его терзания нельзя сравнить ни с чем, а его жизнь полна боли. В мире много особенных детей, а ведь они полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением.

«Инвалид»… – это очень резкое и страшное слово, тем более по отношению к ребенку. Наверное, поэтому в европейских странах, таких как Англия и Германия никогда не употребляется термин «ребенок-инвалид».

Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями».

 Наше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.

Наше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.

Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.

 Таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.  Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.

Таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.

Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.

Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) 2 миллиона всех детей в Российской Федерации- дети с ОВЗ 700 тысяч из них- дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными

потребностями (ООП)

2 миллиона всех детей в Российской Федерации- дети с ОВЗ

700 тысяч из них- дети-инвалиды

Законодательная база « Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (статья 2, пункт 27) « Новая школа-это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Законодательная база

« Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

(статья 2, пункт 27)

« Новая школа-это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Инклюзивное образование Термин « инклюзивное образование »- от латинского слова include , означающие « включенный » Инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Инклюзивное образование

Термин « инклюзивное образование »- от латинского слова include , означающие « включенный »

Инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

“ Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

“ Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него, обучаясь с информационной поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзивного образования Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей 1 Каждый человек способен чувствовать и думать. 2 Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 3 Все люди нуждаются друг в друге. 4 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 5 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 6 6 Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 7 Совместное обучение- путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов 8

Принципы инклюзивного образования

Каждый ребенок ценен вне зависимости от его способностей и физических возможностей

1

Каждый человек способен чувствовать и думать.

2

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

3

Все люди нуждаются друг в друге.

4

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

5

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

6

6

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

7

Совместное обучение- путь к толерантному обществу, воспринимающему людей с ограниченными возможностями как равноправных членов

8

Реализация принципов означает, что: Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства Все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность

Реализация принципов означает, что:

  • Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства
  • Все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА   В развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие: учителей начальных классов; учителей-предметников; учителей-логопедов; педагогов-психологов; педагогов-дефектологов; инструкторов по ЛФК; воспитателей; педагогов дополнительного образования; врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА

В развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие:

  • учителей начальных классов;
  • учителей-предметников;
  • учителей-логопедов;
  • педагогов-психологов;
  • педагогов-дефектологов;
  • инструкторов по ЛФК;
  • воспитателей; педагогов дополнительного образования;
  • врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.).
Интегрированному обучению Не подлежат: Подлежат: Дети, имеющие потерю слуха ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП) Дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с умственной отсталостью, других зрительных функций, слуха, ДЦП) Дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности или имбецильности Дети с ДЦП в сочетании с нарушением интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые Дети, имеющие снижение слуха до 60 Дб Дети, имеющие остроту зрения не ниже 0,1 Дети, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития Без сопутствующих отклонений в развитии

Интегрированному обучению

Не подлежат:

Подлежат:

  • Дети, имеющие потерю слуха ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП)
  • Дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с умственной отсталостью, других зрительных функций, слуха, ДЦП)
  • Дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности или имбецильности
  • Дети с ДЦП в сочетании с нарушением интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые
  • Дети, имеющие снижение слуха до 60 Дб
  • Дети, имеющие остроту зрения не ниже 0,1
  • Дети, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития

Без сопутствующих отклонений в развитии

Проблемы внедрения инклюзивного образования: Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Отсутствие специальной подготовки педагогических работников. Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения. Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”. Консервативность общества. Нет четких правовых и экономических норм. Материально-техническое оснащение учреждений

Проблемы внедрения инклюзивного

образования:

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогических работников.
  • Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.
  • Незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”.
  • Консервативность общества.
  • Нет четких правовых и экономических норм.
  • Материально-техническое оснащение учреждений
Учитель и инклюзивное образование Психологический «барьер»: Страх перед неизвестным Страх вреда инклюзии для остальных участников процесса Негативные установки и предубеждения Профессиональная неуверенность учителя Нежелание изменятся Психологическая неготовность к работе с «особенными» детьми ПРЕОДОЛЕНИЕ «БАРЬЕРА»

Учитель и инклюзивное образование

Психологический «барьер»:

  • Страх перед неизвестным
  • Страх вреда инклюзии для остальных участников процесса
  • Негативные установки и предубеждения
  • Профессиональная неуверенность учителя
  • Нежелание изменятся
  • Психологическая неготовность к работе с «особенными» детьми

ПРЕОДОЛЕНИЕ «БАРЬЕРА»

Учитель и инклюзивное образование Профессиональная Психологическая готовность готовность Информационная готовность Владение педагогическими технологиями Знание основ психологии и коррекционной педагогики Знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии Готовность педагогов использовать вариативность в процессе обучения Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение) Готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция) Удовлетворенность собственной педагогической деятельностью

Учитель и инклюзивное образование

Профессиональная

Психологическая

готовность

готовность

  • Информационная готовность
  • Владение педагогическими технологиями
  • Знание основ психологии и коррекционной педагогики
  • Знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии
  • Готовность педагогов использовать вариативность в процессе обучения
  • Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
  • Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
  • Готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)
  • Удовлетворенность собственной педагогической деятельностью
Учитель и инклюзивное образование Практические советы по применению инклюзии: Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе» Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи Вовлекать учеников в групповые формы работы Использовать активные формы обучения

Учитель и инклюзивное образование

Практические советы по применению инклюзии:

  • Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
  • Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи
  • Вовлекать учеников в групповые формы работы
  • Использовать активные формы обучения
Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему».  Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей!  Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.

Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему».

Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей!

Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!