Просмотр содержимого документа
«Презентация из опыта работы по духовно - нравственному воспитанию»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ БРУХНО ОЛЬГИ МАКАРОВНЫ
БРУХНО Ольга Макаровна
- 1952 года рождения
- Образование - высшее
- Педагогический стаж – 43 года
- Стаж работы в СОШ № 32 – 39 лет
- Специалист высшей категории, учитель – методист
- Жизненное кредо:
«Не ждите чуда – чудите сами!»
Духовно-нравственное развитие учащихся
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности»(В. Даль).
Одним из сильнейших источников
духовности является совесть ,
а проявлением духовности – любовь.
Данные статистики
В 2000 году желание «жить для себя» высказали 9,2% опрошенных старшеклассников,
в 2003 году эта цифра возросла до 24,4%,
- а в 2013 году их стало 45%.
Анализ мониторинга, проведённого в 10-11 классах «Какие проблемы личного плана волнуют вас больше всего?»
- Проблемы мира
- Взаимоотношения в семье
- Здоровье
- Учеба
- Будущая карьера
- Любовь
- Взаимоотношения с одноклассниками
- Взаимоотношения с учителями
Отношение к гуманистическим ценностям методом ранжирования
- Дружба - 6
- Патриотизм - 7
- Честь, совесть, достоинство - 8
- Истина - 9
- Справедливость-1
- Счастье - 2
- Свобода - 3
- Добро – 4
- Милосердие - 5
Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование
- Морально-нравственная дезинтеграция общества
- Низкий уровень доверия и социальной солидарности
- Нарушение преемственности поколений
- Недостаток гражданского, патриотического самосознания
- Рост национализма, ксенофобии, усиление социального расслоения общества
- Снижение ценности производительного труда, творчества и образования
- Усиление миграционных процессов
- Снижение ценностей семейной жизни
- Ослабление физического, социального и психического здоровья населения
Исследование «Чему жизненно важному учит вас школа?»
- Самостоятельности и уверенности в себе
- Умению общаться
- Уважению к людям, человеколюбию
- Дружбе
- Самопознанию
- Доброте
- Творческому отношению к жизни
- Организаторским умениям
- Жизнелюбию
- Преданности
Актуальность проблемы духовно – нравственного развития и воспитания личности :
В последние годы в обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане страны, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Сегодня школа :
- Учит понимать смысл жизни.
- Формирует мораль.
- Развивает совесть.
- Помогает усвоить базовых национальные ценности, духовные традиции.
- Готовит открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию , критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
- Формирует способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора , принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
- Учит трудолюбию , жизненному оптимизму, способности к преодолению трудностей.
- Помогает осознать ценность других людей (ближних), ценность человеческой жизни,.
- Формирует чувство личной ответственности за Отечество, за языковую культуру перед будущими поколениями.
ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ реализуются В ПРОЦЕССЕ:
- ОБУЧЕНИЯ (УРОКИ)
- ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Направления:
- 1. Формирование языковой культуры.
- 2. Развитие творческих способностей.
- 3. Воспитание духовности средствами художественной литературы
Основные виды деятельности:
- Эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира учебной деятельности)
- Интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью)
- Познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий)
- Творческий (создание творческих работ, проектов и т.д.)
- Исследовательский (выполнение различных исследовательских работ)
Формы и методы организации работы на уроке:
- Комплексный анализ текста
- Развивающие лингвистические упражнения
- Различные виды диктантов
- Сочинение-рассуждение, изложение
- Лексические разминки
- Работа с текстами-миниатюрами
- Сопоставление двух текстов
Формы проведения уроков:
- Урок – диалог
- Урок – исследование
- Урок – семинар
- Урок – экскурсия
- Урок – дискуссия
- Урок – творческая мастерская
- Творческое начало рождает в учащихся живую фантазию, живое воображение.
- Творчество по своей природе основано на желании создать, сделать по-новому, сделать лучше. Это всегда стремление вперёд, стрмление к прогрессу, к лучшему, к прекрасному. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Спасибо за внимание