СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIX века в России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIX века в России" предназначена для урока истории в 8 классе, позволяет дать представление о развитии русской культуры, нацелить на поиск информации о данных произведениях искусства, приобщить к сокровищнице национальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIX века в России"»

Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIXвека в России

Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIXвека в России

Живопись  Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм.  Однако официально признанным методом был классицизм . Академия художеств стала консервативным учреждением, препятствовавшем свободе творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых же талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

Живопись

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм . Академия художеств стала консервативным учреждением, препятствовавшем свободе творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых же талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

Орест Адамович Кипренский. Первый живописный портрет  («А.К. Швальбе», 1804 г.), Портрет написан в рембрандтовской манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, проявившееся и в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, крепнет.

Орест Адамович Кипренский. Первый живописный портрет («А.К. Швальбе», 1804 г.),

Портрет написан в рембрандтовской манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем.

С годами его мастерство, проявившееся и в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, крепнет.

О.А. Кипренский  Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова, 1809 г. Художник всё чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей.

О.А. Кипренский

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова, 1809 г.

Художник всё чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей.

  Портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул А.С. Пушкин, взглянув на готовое полотно.

Портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул А.С. Пушкин, взглянув на готовое полотно.

 Реалистическую манеру отражали произведения Василия Андреевича Тропинина. Колорит его живописи становится интенсивнее, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно. Таков и А.С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 г. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. На портрете В.А. Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ художника.

Реалистическую манеру отражали произведения Василия Андреевича Тропинина. Колорит его живописи становится интенсивнее, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно. Таков и А.С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 г. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. На портрете В.А. Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ художника.

 До 47-летнего возраста В.А. Тропинин находился в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин находился в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Великим творением искусства является картина  «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные ко время страшной катастрофы.

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова

Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные ко время страшной катастрофы.

В первой половине XIX в. жил и творил художник  Александр Андреевич Иванов (1806—1858).

В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858).

Всю свою творческую жизнь художник посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив её в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал А.А. Иванов над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта.   На переднем плане его грандиозного полотна изображена фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Фигура Христа находится в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют лица и души тех, кто ожидает Спасителя.   В этой картине художник показал, как говорил позднее И.Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы»

Всю свою творческую жизнь художник посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив её в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал А.А. Иванов над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна изображена фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Фигура Христа находится в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине художник показал, как говорил позднее И.Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы»

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.   Одним из первых к нему обратился  Алексей Венецианов (1780—1847).   Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян.   Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму.

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился Алексей Венецианов (1780—1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму.

Картины А.Г. Венецианова, отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

Картины А.Г. Венецианова, отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

Павел Андреевича Федотов (1815—1852).   Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием , разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества. Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России — вот основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.

Павел Андреевича Федотов (1815—1852). Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием , разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества. Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России — вот основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.

«Свежий кавалер» (1846).  Чиновник — чинодрал, взяточник, подлец — изображен в столкновении со служанкой, простой и милой девушкой. Он стоит в позе римского сенатора, гордо выпятив нижнюю губу, завернувшись в халат, как в сенаторскую тогу. Чиновник указывает на свой первый полученный им накануне орден — крест. Суть столкновения в том, что праздновавшие получение награды приятели главного персонажа оставили в комнате беспорядок, который должна устранить служанка. Но, обличая ненормальные условия существования человека, П.А. Федотов умеет любоваться окружающим миром. С какой любовью он рисует сам орден, гитару, шелковый халат чиновника! Слияние критического и поэтического мира сближает П.А. Федотова с Н.В. Гоголем. Плох не мир вещей, окружающий людей, плохи только их отношения.

«Свежий кавалер» (1846). Чиновник — чинодрал, взяточник, подлец — изображен в столкновении со служанкой, простой и милой девушкой. Он стоит в позе римского сенатора, гордо выпятив нижнюю губу, завернувшись в халат, как в сенаторскую тогу. Чиновник указывает на свой первый полученный им накануне орден — крест. Суть столкновения в том, что праздновавшие получение награды приятели главного персонажа оставили в комнате беспорядок, который должна устранить служанка. Но, обличая ненормальные условия существования человека, П.А. Федотов умеет любоваться окружающим миром. С какой любовью он рисует сам орден, гитару, шелковый халат чиновника! Слияние критического и поэтического мира сближает П.А. Федотова с Н.В. Гоголем. Плох не мир вещей, окружающий людей, плохи только их отношения.

«Анкор, еще анкор» (1851—1852). Трагедия бессмысленного существования офицера в дальнем гарнизоне представлена чисто художественными средствами. Уже в названии повторено одно и то же слово (фр. епсоге — еще) по-русски и по-французски. Офицер бессмысленно тренирует собачку, сама бесцельность занятия особенно проявляется в узком замкнутом пространстве, где есть только одна деталь, напоминающая о другой жизни, — окно. Но в нем виден тоскливый зимний пейзаж.

«Анкор, еще анкор» (1851—1852). Трагедия бессмысленного существования офицера в дальнем гарнизоне представлена чисто художественными средствами. Уже в названии повторено одно и то же слово (фр. епсоге — еще) по-русски и по-французски. Офицер бессмысленно тренирует собачку, сама бесцельность занятия особенно проявляется в узком замкнутом пространстве, где есть только одна деталь, напоминающая о другой жизни, — окно. Но в нем виден тоскливый зимний пейзаж.

Скульптура Искусство ваяния в «бронзе и мраморе» не имело в России столь давних традиций, как живопись или архитектура.

Скульптура

Искусство ваяния в «бронзе и мраморе» не имело в России столь давних традиций, как живопись или архитектура.

 В области скульптурного искусства продолжает работать мастер Иван Петрович Мартос , прославившийся в 80-90-х гг. XVIIIв. своими надгробиями, исполненными величия и спокойствия. В XIX в. мрамор сменяется бронзой, лирическое начало – героическим, чувствительное – строгостью. Греческая античность становится прямым образцом для подражания.

В области скульптурного искусства продолжает работать мастер Иван Петрович Мартос , прославившийся в 80-90-х гг. XVIIIв. своими надгробиями, исполненными величия и спокойствия. В XIX в. мрамор сменяется бронзой, лирическое начало – героическим, чувствительное – строгостью. Греческая античность становится прямым образцом для подражания.

В 1804-1818 гг. И.П. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъёма и отразили настроение этих лет. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины И.П. Мартос воплотил в образах простых и ясных, в лаконичной художественной форме.

В 1804-1818 гг. И.П. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Создание монумента и его установка проходили в годы наивысшего общественного подъёма и отразили настроение этих лет. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины И.П. Мартос воплотил в образах простых и ясных, в лаконичной художественной форме.

Архитектура. Петербург Рост городов стимулировал творческий поиск русских архитекторов первой половины XIX века.

Архитектура. Петербург

Рост городов стимулировал творческий поиск русских архитекторов

первой половины XIX века.

 Новый этап в развитии классицизма, так называемый стиль ампир, открывает зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Его лучшее произведение — Казанский собор в Петербурге (1801—1811) — по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.

Новый этап в развитии классицизма, так называемый стиль ампир, открывает зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Его лучшее произведение — Казанский собор в Петербурге (1801—1811) — по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.

 Другое произведение А.Н. Воронихина — Горный Институт (1806— 1811) — по своим формам уже целиком относится к XIX в. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

Другое произведение А.Н. Воронихина — Горный Институт (1806— 1811) — по своим формам уже целиком относится к XIX в. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

 Выдающимся произведением этого периода является здание Биржи (1805—1816) Жана Тома де Томона на стрелке Васильевского острова. Биржа имеет вид греческого храма — периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный вид. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма.

Выдающимся произведением этого периода является здание Биржи (1805—1816) Жана Тома де Томона на стрелке Васильевского острова. Биржа имеет вид греческого храма — периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный вид. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма.

 Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи является здание Адмиралтейства (1806—1817) — памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был Андрей Дмитриевым Захаров . Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения .

Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи является здание Адмиралтейства (1806—1817) — памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был Андрей Дмитриевым Захаров . Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения .

 Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был Карл Иванович Росси. Лучшее из его ранних петербургских произведений — Михайловский дворец , где находится Русский музей (1819—1823). Великолепное здание, стоящее в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада.

Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был Карл Иванович Росси. Лучшее из его ранних петербургских произведений — Михайловский дворец , где находится Русский музей (1819—1823). Великолепное здание, стоящее в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада.

Последним крупным сооружением Росси были здания Сената и Синода.

Последним крупным сооружением Росси были здания Сената и Синода.

Архитектура. Москва  Московская архитектура переживает в этот период блестящий расцвет, архитекторы создают ряд больших произведений в стиле так называемого московского ампира.

Архитектура. Москва

Московская архитектура переживает в этот период блестящий расцвет, архитекторы создают ряд больших произведений в стиле так называемого московского ампира.