Учебник «Русский язык. 10 -11 класс»
Авторы
Гладкова Наталья Владимировна
Новикова Ираида Петровна
МОУ - Гимназия №1
Как учить?
Педагогика давно ответила одним словом : «Интересно» Также считал и В.А. Сухомлинский.
А как можно интересно учить,
когда надо штудировать скучные тексты, заучивать правила, но можно сделать интересные формы их освоения. Следовательно,
первый критерий учебника – интересно ли по нему учиться.
Каким должен быть школьный учебник нового поколения?
С одной стороны, учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой – комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно- познавательной деятельности.
Содержание современного учебника определяется следующими принципами:
принцип гуманизации ( в основе образования - человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений, гармонии и культуры мира);
принцип научности – содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
принцип целостности картины мира;
принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
принцип наглядности;
принцип доступности.
Нужно отметить то, что в учебнике даны тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по каждой пройденной теме, что позволяет не только подытожить пройденное, но и подготовиться к экзамену.
Учебник состоит из 117 параграфов, на изучение русского языка в общеобразовательном классе отводится 68 часов (за 2 года), в профильном же 136 часов. Надо еще учитывать проверочные уроки и уроки по культуре речи. Учитель и ученик вынуждены планировать свой темп, график работы, изучать выборочно более значимые темы.
Учебник опирается на современные педагогические технологии: технология ИКТ (стр.13, Упр.6); проектная деятельность (Упр.20 - лингвистическое наблюдение, Упр.41 -проектное задание); поисково - исследовательская деятельность (Упр. 54, 91).
Некоторые задания ориентированы на самостоятельное изучение и создание речевого высказывания (Упр. 42 - создание эссе). После изучения разделов языкознания даются вопросы для повторения, задания аналитического плана (Упр. 90 - материал для дискуссии),
даны поэтические тексты для выразительного чтения, что развивает коммуникативные действия учащихся.
Это единственный учебник, в конце которого даны материалы по разделам: « Пиши правильно» и «Говори правильно».
Учебник – это всего лишь инструмент,
а чтобы он хорошо «звучал», нужен талантливый исполнитель. (звучала бы так прекрасно скрипка Страдивари без рук и души Паганини?).
Миссия учебника – помогать учителю воспитывать достойное поколение, дарить радость творчества.
А миссия учителя - быть умным, терпеливым и любящим детей, увлекательным и веселым.