Индивидуальный подход: «сильные» и «слабые» дети
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…
В. Ключевский
Учитель начальных классов:
Овчарова Людмила Викторовна
Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника.
«Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей».
В.А. Сухомлинский
Цель индивидуального подхода:
- повышение восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
.
Основная задача:
- увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее,
- помочь ребенку поверить в свои силы,
- обеспечить его максимальное развитие.
- вовлечь в работу каждого ученика,
- помочь «слабому»;
- развивать способности «сильных».
Учитель должен уметь:
- обогащатьучебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
- стимулировать познавательные способности учащихся
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882):
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».
Положительные стороны
индивидуального подхода
- Вовлечь в работу каждого ученика:
- Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности;
- Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль;
1
Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними
- 1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.
Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
- 2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями.
Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
- 3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей.
Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.
Виды дифференцированной помощи :
- - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
- - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
- - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
- -Указание правила, на которое опирается задание.
- - Указание алгоритма выполнения задания.
- - Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
- - Объяснение хода выполнения подобного задания.
- - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
- - Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
- - Постановка наводящих вопросов.
- Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
- Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.
Организация внутри-классной дифференциации включает несколько этапов :
Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностикой.
Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования
Реализуется не только через индивидуальный проект, но и через групповой
Главным результатом использования исследовательских заданий, в начальной школе, является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАНИЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ
решение задач знакомых видов,
решение примеров на изученные
вычислительные приёмы,
решение простых уравнений
- поиск закономерностей;
- задания на классификацию математических объектов;
- задания с недостающими и лишними данными;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в
- нестандартные задачи и задания
Пример: 3 класс 1 четверть
Что тебе вспоминается о летних каникулах?
1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.
Назови эти слова. Поясни их выбор.
2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.
3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,
зарисовки для будущего художественного журнала класса.
- усложнение материала, которое используется в задании;
- увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
- использование обратного задания вместо прямого;
- выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
- использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.
ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся
Основное задание – I группа учащихся
Дополнительное задание - II группа и III группа
II группа III группа
связано с основным отличное от основного
- более высокого репродуктивное из другого раздела
уровня трудности
Пример: Дана задача.
Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.
Сколько стоит другая книга?
- Реши задачу.
- Составь к этой задаче обратную и реши её.
- Составь к этой задаче две обратных и реши их.
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО
самостоятельности учащихся;
помощи учащимся;
учебных действий
ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- Знакомство с заданием одинаково
- Исполнительский этап:
I группа – с учителем
II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно
III группа - самостоятельно
Пример:
Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.
ПРУ ХИ
ЖИ
Е О
НА РУ
2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.
1 группа – под руководством учителя.
Один ученик работает у доски.
Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.
Затем дети записывают слово самостоятельно.
ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
- Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
- Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
- Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-
оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации
- варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 – основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
- применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ
Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
(24 +46) : 5
27 + 2 х 3
Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
27:3 + (21 - 3)
48 : 3 + 5х 8 – 6
Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок
действий: : +( - )х
Подберите числа и вычислите .
Индивидуальный подход
к обучению на уроках это:
положительные эмоции
повышение самооценки учащихся
защищённость
интерес к учёбе
комфорт
снижение барьеров страха
доверие к педагогу
доброжелательные
отношения в классном коллективе.
Обращение к учителю!
- Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.
- Терпение и постепенность!
- Многоцветную картину не рисуют одним махом.
- Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.
- Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.
- Давайте пробовать учиться, совершенствоваться!
- А главное любить и уважать ученика!
Спасибо за внимание .