СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Индивидуальный подход"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Индивидуальный подход"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Индивидуальный подход"»

Индивидуальный подход: «сильные» и «слабые» дети Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…  В. Ключевский Учитель начальных классов: Овчарова Людмила Викторовна

Индивидуальный подход: «сильные» и «слабые» дети

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…

В. Ключевский

Учитель начальных классов:

Овчарова Людмила Викторовна

Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника. «Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой

Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника.

«Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей».

В.А. Сухомлинский

Цель индивидуального подхода: - повышение восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;  организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. . Основная задача: - увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, - помочь ребенку поверить в свои силы, - обеспечить его максимальное развитие. вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому»; развивать способности «сильных».

Цель индивидуального подхода:

- повышение восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;

организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

.

Основная задача:

- увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее,

- помочь ребенку поверить в свои силы,

- обеспечить его максимальное развитие.

  • вовлечь в работу каждого ученика,
  • помочь «слабому»;
  • развивать способности «сильных».

Учитель должен уметь: обогащатьучебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся; стимулировать познавательные способности учащихся принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Учитель должен уметь:

  • обогащатьучебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
  • стимулировать познавательные способности учащихся
  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882):  «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».  Положительные стороны индивидуального подхода Вовлечь в работу каждого ученика: Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности; Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль; 1

Писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882):

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».

Положительные стороны

индивидуального подхода

  • Вовлечь в работу каждого ученика:
  • Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности;
  • Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль;

1

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними 1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы. 2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями. Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. 3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними

  • 1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.

Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

  • 2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями.

Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

  • 3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей.

Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Виды дифференцированной помощи :

  • - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
  • - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
  • - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
  • - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
  • - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
  • - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
  • - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
  • -Указание правила, на которое опирается задание.
  • - Указание алгоритма выполнения задания.
  • - Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
  • - Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • - Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • - Постановка наводящих вопросов.
  • Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
  • Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.
Организация внутри-классной дифференциации включает несколько этапов : Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы). Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностикой. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Организация внутри-классной дифференциации включает несколько этапов :

Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).

Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностикой.

Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования Реализуется не только через индивидуальный проект, но и через групповой Главным результатом использования исследовательских заданий, в начальной школе, является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования

Реализуется не только через индивидуальный проект, но и через групповой

Главным результатом использования исследовательских заданий, в начальной школе, является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:    по уровню творчества по уровню трудности по объёму

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:

  • по уровню творчества
  • по уровню трудности
  • по объёму
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ    РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ  типовые упражнения   решение задач знакомых видов,  решение примеров на изученные  вычислительные приёмы,  решение простых уравнений поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в нестандартные задачи и задания Пример: 3 класс 1 четверть Что тебе вспоминается о летних каникулах? 1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор. 2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах. 3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,  зарисовки для будущего художественного журнала класса.

ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

ЗАДАНИЯ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

  • типовые упражнения

решение задач знакомых видов,

решение примеров на изученные

вычислительные приёмы,

решение простых уравнений

  • поиск закономерностей;
  • задания на классификацию математических объектов;
  • задания с недостающими и лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав-в
  • нестандартные задачи и задания

Пример: 3 класс 1 четверть

Что тебе вспоминается о летних каникулах?

1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания.

Назови эти слова. Поясни их выбор.

2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах.

3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания,

зарисовки для будущего художественного журнала класса.

усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.
  • усложнение материала, которое используется в задании;
  • увеличение количества действий в выражений, в решении задачи;
  • использование обратного задания вместо прямого;
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
  • использование букв вместо чисел или отдельных цифр

Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа  II группа III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное из другого раздела уровня трудности аналогичное на смекалку творческое нестандартные Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга? Реши задачу. Составь к этой задаче обратную и реши её. Составь к этой задаче две обратных и реши их.

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся

Основное задание – I группа учащихся

Дополнительное задание - II группа и III группа

II группа III группа

связано с основным отличное от основного

  • более высокого репродуктивное из другого раздела

уровня трудности

  • аналогичное на смекалку
  • творческое нестандартные

Пример: Дана задача.

Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей.

Сколько стоит другая книга?

  • Реши задачу.
  • Составь к этой задаче обратную и реши её.
  • Составь к этой задаче две обратных и реши их.
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО по степени самостоятельности учащихся;  по степени и характеру помощи учащимся;  по характеру учебных действий

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО

  • по степени

самостоятельности учащихся;

  • по степени и характеру

помощи учащимся;

  • по характеру

учебных действий

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап:  I группа – с учителем  II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно  III группа - самостоятельно Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.  ПРУ ХИ  ЖИ  Е О  НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  • Знакомство с заданием одинаково
  • Исполнительский этап:

I группа – с учителем

II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно

III группа - самостоятельно

Пример:

Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ.

ПРУ ХИ

ЖИ

Е О

НА РУ

2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно.

1 группа – под руководством учителя.

Один ученик работает у доски.

Соединяет слоги стрелочками, составляя слово.

Затем дети записывают слово самостоятельно.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание. Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания. Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

  • Стимулирующаяученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание.
  • Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
  • Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание  применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ-

оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации

  • варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом

вариант 1 – основное задание

вариант 2 – задание большего объёма

вариант 3 – творческое задание

  • применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1.  Обозначьте цифрами порядок  действий и вычислите значение  выражений:  (24 +46) : 5  27 + 2 х 3  Вариант 2.  Обозначьте цифрами порядок  действий и вычислите значение  выражений:  27:3 + (21 - 3)  48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок  действий: : +( - )х  Подберите числа и вычислите .

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

выражений:

(24 +46) : 5

27 + 2 х 3

Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок

действий и вычислите значение

выражений:

27:3 + (21 - 3)

48 : 3 + 5х 8 – 6

Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок

действий: : +( - )х

Подберите числа и вычислите .

Индивидуальный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе.

Индивидуальный подход

к обучению на уроках это:

положительные эмоции

повышение самооценки учащихся

защищённость

интерес к учёбе

комфорт

снижение барьеров страха

доверие к педагогу

доброжелательные

отношения в классном коллективе.

Обращение к учителю! Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Терпение и постепенность!  Многоцветную картину не рисуют одним махом.  Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.  Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать учиться, совершенствоваться! А главное любить и уважать ученика!

Обращение к учителю!

  • Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.
  • Терпение и постепенность!
  • Многоцветную картину не рисуют одним махом.
  • Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.
  • Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.
  • Давайте пробовать учиться, совершенствоваться!
  • А главное любить и уважать ученика!
  Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .