МБОУ « Тучковская СОШ №1»
«Как повысить знания учащихся при написании безударной гласной в корне слова»
Актуальность темы:
1. - успешность
2. –грамотность речи
3. – умение излагать мысли
4. – русский язык- один из важных предметов
5. – письменная и устная речь –общеучебный навык
6. - ученики могли найти безударную гласную
- в предложении
- в тексте
- в учебнике
- в начальной школе
- в среднем и старшем звене
- успешно сдали ЕГЭ
Анкетирование:
Интерес к предмету:
1. Физическая культура
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Русский язык
5. Литературное чтение
Допускают ошибки:
1. части речи – 0%
2. части слова – 10%
3. парные звонкие и глухие согласные – 10%
4. написание разделительного мягкого и
твердого знаков - 15%
5. безударная гласная в корне- 25 %
Словарные диктанты: В классе 24 учащихся
На «5» – 5 учеников
«4» – 9 учеников
«3» – 9 учеников
«2» – 1 ученик
Цель:
Повышение качества обучения
учащихся при написании
безударной гласной в корне слова
Задачи:
-развитие орфографической зоркости,
умение находить орфограмму
- умение доказать правописание
- развитие орфографической интуиции
Учащиеся должны :
- уметь безошибочно ставить ударение и находить безударный гласный
- уметь разбирать слова по составу и находить морфему,
в которой безударный гласный
- уметь к данному слову подбирать родственные слова
- уметь выделять из группы родственных слов проверочное
Изучение правописания слов с безударным
гласным в корне
воспитание познавательного интереса
- движущая сила развития интеллекта
- формирование волевых качеств личности
- укрепление активной жизненной позиции
- огромное влияние интереса на память
- способствует повышению работоспособности
Основные условия развития
интереса к учению
- процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний
- учебный труд интересен, если он разнообразен
- чем больше новый материал связан с ранее
усвоенными знаниями, тем он интереснее
- обучение должно быть трудным, но посильным
- чем чаще проверяется и оценивается работа ученика,
тем ему интереснее работать
- яркость и эмоциональность учебного материала
влияет на отношение школьника к предмету
- важно понимание нужности и важности
изучения предмета
1 класс
- развитие фонематического слуха
- наблюдение над словами, написание которых отличается
от произношения
- отрабатываю умения находить в словах ударные и безударные слоги
- в двусложных словах путём постановки ударения проверяю безударные гласные
- при первом знакомстве с правописанием безударной гласной –
от слова с ударной гласной: лес- леса
- при выполнении письменных заданий - сначала проверочное слово,
Волшебная яблоня
о
е
я
а
и
З...мля
м...ря
л...сток
З...рно
В…лна
п...тёрка
С…мья
пл...сать
Игра « Маячки»
В л е су жила л и са.
В н о ре у нее были л и сята.
( лес, лисы, норы, лисы)
Вывод: части слова пишутся одинаково,
несмотря на различное произношение
2 класс
- на базе знаний состава слова
- слоговые таблицы
вы
пить
ле
пит
леп
лю
лен
ный
ка
Вылепить, лепка, лепить, лепит, леплю, вылепленный
Лепка и лепит - проверочные
Подбор родственных слов:
зим
свет
зимушка
рассвет
светил
зимний
засветил
зимовать
зимовка
светлячок
ласк
ласка
ласковый
приласкать
ласкать
2 признака:
а) сходство по смыслу
б) наличие одинаковых частей
Слуховое восприятие:
Встречать , вредитель, горбатый, гористый, грибной, грязнуля, дождливый, звериные, зимовка, играть.
Задание:
-выделить корень
-сверить с образцом на доске
Памятка:
( обучение рассуждению)
- В слове « грязнуля » – есть орфограмма на безударную гласную в корне слова,
- Есть выбор букв : и, е, я.
-Я выбираю букву я , т.к. проверочное слово- грязный, где ударный звук обозначаем только буквой Я
Самостоятельная работа:
Дары леса.
Лес кормит людей, зверей , птиц. Люди любят х одить в лес. Часами ищут грибы и ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров .
Белка сушит грибы , грызет орешки.
Задание: - найди в тексте 8 слов с безударной в корне слова.
3 класс
1. Слуховое восприятие:
Сигнальные карточки
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит .
Бабушка- старушка
Из окна г ляди т.
А.А. Блок.
Ответ:
- в снегу , слышится и ,
- но пишется е -
- проверочное слово- снег
2. Ребусы: 100 рожка, ноч
я
4 класс
Главное , чему нужно научиться детям:
а) - Верно ставить в словах ударение
б) - Безошибочно разбирать слова по составу
в) - Выбирать способ проверки
г) - Если слово нельзя проверить, то…
д) - Если безударная гласная в приставке, то…
е) - Если безударная гласная в суффиксе, то…
Работа в парах с карточками:
- Прочитай задание
- Выполни эти задания в тетради
- Проверь себя
- Расскажи соседу ( правило или вывод)
- Обменяйтесь карточками и тетрадями с соседом и
- проверьте друг у друга
8-10 минут
Зеленый жетон- работа закончена
Жёлтый - пара работает
Красный – нужна помощь.
Тренировочные упражнения:
1. Выборочный диктант
2. Предупредительный диктант
3. Запись предложений с частичным или полным проговариванием по морфемам
4. Письмо по памяти
5. Подбор однокоренных слов с заданным корнем
6. Подбор слов к заданным схемам.
Например: корень+ суф. ОК : Рожок, снежок
Работа над правописанием слов
с безударным гласным в корне проверяемом ударением
1. часто читаю сказки
2. Рассказываю о том, когда говорят о главном-
употребляют слово «корень»
3. Памятка по правописанию слов с безуд. гласной в корне
А. Произнеси слово. Есть ли в нем орфограмма с безуд. гл.?
Б. В какой части слова она находится?
В. Если в корне, то измени слово или подбери родственное
Д. Скажи, как надо писать корень. Напиши. Проверь.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями
1. В русском языке есть слова, - нужно запомнить
2. Орфографический словарь
3. Этимология- раздел о языке, который может помочь овладеть навыками правописания трудных орфограмм
4. Словарные слова целесообразно записывать:
- по темам
- - по алфавиту
- -по однородным орфограммам
5.Не все гласные можно проверить, нужно учить видеть эти слова: огурец
Слово « Огурец» – начинается на букву О.Как это запомнить?
Лежит на грядке огромный ОГУРЕЦ,
«Ого! Какой огурец! Ого-го!- кричат дети.
Рты у всех открыты, похожи на букву О
Да и сам ОГУРЕЦ похож на букву О.
И сразу ясно, что писать слово ОГУРЕЦ нужно только с буквой О
СЕНТЯБРЬ.
1 СЕНтября мальчик СЕНя едет в школу на стоге СЕНа, а с деревьев падают жёлтые оСЕНние листья, Вот и выходит, что слово СЕНТЯБРЬ пишется с буквой Е.
Загадка - это не только игра, но и эффективное упражнение для умения рассуждать
Круглое, румяное
С дерева достану я.
На тарелку положу,
« Кушай, мамочка! » - скажу.
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется …
Носил мальчик зелёный кафтанчик.
А стал паном –
Обзавёлся красным кафтаном.
Упражнения для работы над словами словаря
Откуда эти шары?
М..сква
м..шина
р..бята
..зык
е а о я
Зашифруй слово.
П арта
Е ль
Н очь
А кула
Л уна
Собери слово.
ТРАДЕТЬ (тетрадь)
НУЕИЧК (ученик )
ШКАРМАО (ромашка)
Догадайся, какое слово.
*е**а** - тетрадь
*о*о*е* - воробей
Д*в*чк* - девочка
Р*б*т* - ребята
С*р*к* - сорока
Приёмы для закрепление правописания
непроверяемых орфограмм
1. Составление предложений с данным словом
2. Образование от данных корней различных частей речи
3. Подбор однокоренных слов
4. Графическое выделение непроверяемых орфограмм
5. Группировка слов ( по частям речи, склонениям,
спряжениям, по месту ударения)
6.Проговаривание слов
7. Подбор синонимов , антонимов
Работа над составом слова
- Тема «Состав слова» трудна,
т.к. успешное усвоение понятий морфем (частей слова ) предполагает:
- наличие развитого абстрактного мышления,
- умения анализировать ,
- осознанно делать выводы и обобщения.
2. Тема «Состав слова» важна:
а) служит важным средством развития мышления и речи
б) анализируя слова по составу, дети начинают осознавать закономерности правописания
Упражнения для обобщения темы»Состав слова»
- Напиши однокоренные слова в таком порядке:
- с ударением на гласный в приставке, в корне, суффиксе,окончании
Город, городской, пригород, городок, загородный
- Подбери подходящие по составу слова :
… .ный, ….ский, ….вочка, …енький, бег.ет, …..ники, ..езд..,
3.Как понимаешь значение слов . Разбери по составу. Определи части речи
Саша влез на лестницу. Идём в лес за ягодами.
4. Работа с шарадами:
Корень мой находится в снегу,
В подставке я приставочку найду.
Суффикс мой вы в чайнике встречали.
Весь же я в лесу и на поляне.
Задумано слово, однокоренное слову крикливый .
В нём приставка такая же, как в слове пробежал,
а суффиксы и окончание как в слове молчал.
Работа над темой «Предложение»
1 . Запиши только подлежащее:
Морской конёк живёт около берега среди травы.
Облетели с деревьев последние листья.
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
2. Напиши предложения в таком порядке:
Как?_________ где? какой? _________ .
Молодой месяц низко висит над леском.
Какие? ________ как? _________ где?
Робко засветились на небе первые звёздочки.
Подчеркни и объясни орфограммы.
3. К данным словам подбери однокоренные слова разных частей речи:
зимовка хитрец
соринка золотник
ночёвка строительство
Орфографическое комментирование
- Обеспечивает осмысление письма
- Выполняет функцию «управления» процессом познания
- Цель орфографического комментирования-
развитие орфографической зоркости
Ребята очень любят исправлять чужие ошибки.
1. Сочинение Незнайки:
Я в лису весенней был,
Яркий солнце мне свитил.
Ветер свежая еграла,
Серце радосна стучяла.
2. Исправь ошибки. Почему они вызвали смех?
Мальчик полоскал кошку.
Мама отварила дверь.
Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал.
Петя весело запивал песню.
Лингвистическая зарядка
1. Игра в рифму : котик - …… котёнок - ……
2. «Не повторяйся». Назови как можно больше признаков предмета. Кот (какой?) …, …,
3. Звукоподражание. Как слово лимон скажет пёс? Кот? Лиса? Медведь?
4. Игра «Междометия». Сказать «Ах» с шестью разными интонациями.
5. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.
6. Зрительная прогулка по кабинету с заданием.
Например: назови всё коричневое, всё треугольное.
7. Сочини небывальщину. Чтобы сказала моя собака, если бы умела говорить?
8. Сплети «венок слов». Например: листья (по очереди прибавляя слова,
строим распространённое предложение).
9. Устные сочинения-миниатюры.
« О чём говорят за окном два листочка?»
« О чём говорит твоя ручка с тетрадью?»
« Что было бы с Бабой Ягой, если бы она попала в пустыню?»
10. Игра-фантазия.
«Что можно сделать с линейкой?»
Заключение
1 . как систематически и последовательно готовить детей к сознательному восприятию теоретического материала задолго до его изучения;
2. как разумно использовать практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений;
3. какие упражнения привлечь для успешного
формирования понятий, умений, навыков;
4. как в дальнейшем (после изучения темы) предупредить забывание материала и добиться глубоких и прочных знаний.
Основные приёмы работы при формировании
орфографического навыка
1. поиск в тексте слов с данной орфограммой;
2. морфемный анализ слов
3. словообразовательные упражнения;
4. использование алгоритмов проверки;
5. постепенный переход к сокращённым рассуждениям по алгоритмам;
6. расширение числа и видов упражнений, в которых комментируются не один тип орфограмм, а любые их типы.
Спасибо за внимание
презентацию подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Тучковская СОШ №1»
Доровская Валентина Васильевна