Наблюдение – метод чувственного познания природы
Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ( С.Л.Рубинштейн)
Значение наблюдений
- Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы;
- Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
Организационно-методическая форма проведения наблюдений
- Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
- Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.
- Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
- Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец.
- Подготовка и организация наблюдений.
Циклические наблюдения
- Цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.
Цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме
- Наблюдение №1. Кто живет в аквариуме?
- Наблюдение №2. В каких условиях живет рыбка?
- Наблюдение №3. Что и как ест рыбка?
- Наблюдение №4. Что есть у рыбки?
- Наблюдение №5. Рыбка живая – о ней надо заботится
- Наблюдение №6. Как рыбка плавает?
- Наблюдение №7. Как рыбка отдыхает?
- Наблюдение №8. Аквариум с золотой рыбкой – это красиво.
Циклические наблюдения
- Цикл проводится в течение
длительного времени – на неделю
планируется одно – два наблюдения;
- Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира – комнатным растениям, деревьям (березе, рябине, сосне, каштану, яблоне и др.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, насекомым, которые часто встречаются на территории ДОУ.
Сезонные наблюдения
- Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
- Наблюдение за насекомыми осенью
- Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью»
- Наблюдение. Осмотр участка детского сада (игра «Разведчики»)
- Наблюдение за погодой
- Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
- Наблюдение «Соберем семена садовых цветов»
- Наблюдение за листопадом
- Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием
- Наблюдение за ветром
- Наблюдение. Первые заморозки
Наблюдения за ростом и развитием существ
- Наблюдения за ростом растений (стадии онтогенеза)
- В зимне – весеннее время – «Огород на окне» (лук, чеснок, цветочная рассада)
- В весенне – летнее время – участок ДОУ (огородные культуры)
развитием животных
- Канарейки,
- Хомячки
- Живородящие
рыбки
Наблюдения с использованием опытов
Неживая природа
- Опыты с водой
- Опыты с песком
- Опыты с воздухом
Наблюдения с использованием опытов
Живая природа
Младшая группа – помещаем одинаковые
луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них наливаем воду.
Средняя группа – обе луковицы помещаем в воду, но одну банку располагаем в темном месте, а другую на подоконнике.
Старшая группа – три банки с луком: одну в темное место; другую – в прохладное, но светлое место; третью – в теплое помещение на окне.
Подготовительная группа – четыре банки с одинаковыми луковицами в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях).
Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников
- Модель – это предметное, графическое или
действенное изображение чего-либо.
- Процесс создания модели – моделирующая
деятельность.
- Предметные модели : глобус, карта.
- Графические модели : календари природы
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ
Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами
Предметное моделирование
Создание моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познавать их существенные стороны.
- Карта – схема участка ДОУ
- Схема экологической тропинки
- Самодельный глобус (папье-маше)
- Картонные модели, отражающие защитную окраску живых существ
- Картонная модель «длинные и короткие ноги» и «беговые дорожки»
«Детская природа ясно требует
наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и - ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро».
К.Д. Ушинский
Принцип наглядности в обучении и его осуществление в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и в процессе экологического воспитания получает все большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании и обучении дошкольников, поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Наглядные пособия
- Демонстрационные учебные картины
- Маленькие раздаточные картинки
- Слайды
- Диафильмы
- Репродукции
- Видеофильмы
- Мультимедийные наглядные пособия
Картотека мультипликационных фильмов экологического содержания:
Мультфильм «Берегите деревья»
Мультфильм «Берегите чистый воздух»
Мультфильм «Берегите чистую воду»
Мультфильм «Смена березового леса еловым»
Мультфильм «Выжил только телевизор»
Мультфильм «Дню без машин посвящается»
Мультфильм "Мальчик и лягушонок"
Мультфильм "Последняя охота"
Мультфильм "Девочка и дельфин"
Мультфильм "Сказка старого дуба"
Мультфильм "Мышонок Пик"
Мультфильм "Птичка Тари"
Мультфильм "На лесной тропе"
Мультфильм "Прекрасная зелёная«
Мультфильм "Человек, который сажал деревья"
Мультфильм «Баранкин, будь человеком!».
Мультфильм «Приключение муравьишки»
Мультфильм«Мама для мамонтенка»
Мультфильм«Деревянные человечки»
Мультфильм«Котенок по имени Гав»
Мультфильм«Высокая горка»
Мультфильм «Лесная хроника»
Мультфильм «Муравьишка – хвастунишка»
Мультфильм «Грибок - теремок»
Мультфильм «Сказочка про козявочку»
Мультфильм «Дудочка и кувшинчик»
Мультфильм «Паровозик из Ромашково»
Мультфильм «Капитошка»
Мультфильмы из серии «Семья почемучек»
Мультфильм «Занимательная экология»
Мультфильм «Все ОК»
Для обогащения эколого – развивающей среды младшей группы в рамках темы нашего исследования были создана картотека мультипликационных фильмов экологического содержания;