СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку по русскому языку в 9 классе с использованием технологии развития критического мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку по русскому языку в 9 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо по теме: «Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку по русскому языку в 9 классе с использованием технологии развития критического мышления»

2012 г Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме:  «Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Печерская Инна Ивановна

2012 г

Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме:

«Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Печерская Инна Ивановна

Петр Первый

Петр Первый

Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Вид связи между простыми предложениями в сложном. Главное и придаточное предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение. Языковые средства выражения смысловых отношений (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова). Вид сложноподчиненного предложения.
  • Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
  • Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  • Вид связи между простыми предложениями в сложном.
  • Главное и придаточное предложения.
  • Место придаточного предложения по отношению к главному.
  • Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
  • Языковые средства выражения смысловых отношений (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
  • Вид сложноподчиненного предложения.
«Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству». (А.Суворов)

«Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству». (А.Суворов)

Россия – Родина любимая моя

Россия – Родина любимая моя

Продолжите предложения Сложноподчинённые предложения -  Сложноподчинённые предложения состоят из…  Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью…  Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному… (приведите примеры) Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью…  Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными: … Соподчинение придаточных предложений бывает: ….

Продолжите предложения

Сложноподчинённые предложения -

Сложноподчинённые предложения состоят из…

Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью…

Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному… (приведите примеры)

Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью…

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными: …

Соподчинение придаточных предложений бывает: ….

«Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово Родина»

«Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово Родина»

МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО  ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПП СРЕДСТВА  СВЯЗИ ДВА ВИДА ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОЖНО- ПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРИ ГРУППЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ  ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

МЕСТО

ПРИДАТОЧНОГО

ГЛАВНОЕ И

ПРИДАТОЧНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СПП

СРЕДСТВА

СВЯЗИ

ДВА ВИДА

ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ

СВЯЗИ

СЛОЖНО-

ПОДЧИНЕННЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТРИ ГРУППЫ

ПО ЗНАЧЕНИЮ

СПП С НЕСКОЛЬКИМИ

ПРИДАТОЧНЫМИ

ПРИДАТОЧНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

Алгоритм определения значения придаточной части. Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели грамматическую основу. Определи, что поясняет придаточная часть. Поставь вопрос от главной части к придаточной. Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной. Сделай вывод о значении придаточной части.

Алгоритм определения значения придаточной части.

  • Выясни, из скольких частей состоит предложение.
  • Выдели грамматическую основу.
  • Определи, что поясняет придаточная часть.
  • Поставь вопрос от главной части к придаточной.
  • Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.
  • Сделай вывод о значении придаточной части.
 1) Русский тот, кто Россию любит и ей служит! (Петр Первый).  2 ) Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится. (Н.В. Гоголь). 3)  Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать. (Александр III ). 4) Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек. (А. Чехов). 5) Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Бисмарк). 6)  Русский народ не встанет с одра, если не пробудятся в нём силы религиозные и национальные. Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух . (П.И. Новгородцев).  7) Русский человек должен выйти из того состояния, когда он может быть святым, но не может быть честным. (Николай Бердяев).

1) Русский тот, кто Россию любит и ей служит! (Петр Первый). 2 ) Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится. (Н.В. Гоголь).

3) Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать. (Александр III ). 4) Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек. (А. Чехов). 5) Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Бисмарк). 6) Русский народ не встанет с одра, если не пробудятся в нём силы религиозные и национальные. Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух . (П.И. Новгородцев).

7) Русский человек должен выйти из того состояния, когда он может быть святым, но не может быть честным. (Николай Бердяев).

Исправьте предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Мы подъехали к храму, который находился на берегу неглубокой речки, которая начиналась сразу же за лесом. 2. Березы, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. 3. Воздух был наполнен сладостью, которая, казалось, разносилась дикими пчелами на всю округу.

Исправьте предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

  • Мы подъехали к храму, который находился на берегу неглубокой речки, которая начиналась сразу же за лесом.

2. Березы, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

3. Воздух был наполнен сладостью, которая, казалось, разносилась дикими пчелами на всю округу.

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Василий Сухомлинский утверждал: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека». У. Хейнс писал: «Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков».

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Василий Сухомлинский утверждал: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека».

У. Хейнс писал: «Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков».

Сложноподчиненные предложения в произведениях русских поэтов XIX - XX веков . 1) И вечно тем сильна моя страна,  Что никого нигде не унижала. (Э. Асадов) 2) Я люблю тот край,  Где самый воздух, острый и блестящий,  Даёт нам счастье жизни настоящей.  (Н. Заболоцкий). 3) Малейший шорох в чаще, там,   Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков) 4) В государстве ромашек, у края,  Где ручей, задыхаясь, поет,  Пролежал бы всю ночь до утра я,  Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)

Сложноподчиненные предложения в произведениях русских поэтов XIX - XX веков .

1) И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. (Э. Асадов)

2) Я люблю тот край,

Где самый воздух, острый и блестящий,

Даёт нам счастье жизни настоящей. (Н. Заболоцкий).

3) Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков)

4) В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)

 Составьте предложения по данным схемам.  1 ряд  2 ряд 1) [...гл.], ( что …)  3 ряд 1) […ук. сл.+ сущ.], ( который …) 2) ( когда …), [ ] 2) ( хотя …), [ ] 1) [ ], ( потому что …) 2) ( если …), […ук. сл. то ...]

Составьте предложения по данным схемам.

1 ряд

2 ряд

1) [...гл.], ( что …)

3 ряд

1) […ук. сл.+ сущ.], ( который …)

2) ( когда …), [ ]

2) ( хотя …), [ ]

1) [ ], ( потому что …)

2) ( если …), […ук. сл. то ...]

«Проверь себя»  Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина. (Л. Леонов)  2) Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. ( Шарль Монтескье)

«Проверь себя»

  • Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина. (Л. Леонов)

2) Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. ( Шарль Монтескье)

Что такое Россия? Это жаркое лето,  Когда много цветов на зелёном лугу,  Когда брызги на море жемчужного цвета,  Когда хлеб созревает и косят траву.   Что такое Россия? Это чудная осень,  Когда в небе, курлыча, летят журавли,  Когда шишки созревшие падают с сосен,  Когда кружатся листья до самой земли.   Что такое Россия? Это зимняя сказка,  Когда снег серебристый лежит на земле,  Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,  Когда виден узор на оконном стекле.   Что такое Россия? Это полная жизни,  Счастья, бодрости, радости, света весна,  Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,   Когда лес зашумит, отошедший от сна,  Когда ветер траву молодую волнует,  Когда птицы поют снова в нашем краю.  Я Россию свою, мою землю родную,  Словно мать дорогую, очень нежно люблю!  В. Духанин .

Что такое Россия? Это жаркое лето, Когда много цветов на зелёном лугу, Когда брызги на море жемчужного цвета, Когда хлеб созревает и косят траву. Что такое Россия? Это чудная осень, Когда в небе, курлыча, летят журавли, Когда шишки созревшие падают с сосен, Когда кружатся листья до самой земли. Что такое Россия? Это зимняя сказка, Когда снег серебристый лежит на земле, Когда мчатся мальчишки с горы на салазках, Когда виден узор на оконном стекле. Что такое Россия? Это полная жизни, Счастья, бодрости, радости, света весна, Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет, Когда лес зашумит, отошедший от сна, Когда ветер траву молодую волнует, Когда птицы поют снова в нашем краю. Я Россию свою, мою землю родную, Словно мать дорогую, очень нежно люблю! В. Духанин .

РОССИЯ   Россия – как из песни слово.  Берёзок юная листва.  Кругом леса, поля и реки.  Раздолье, русская душа.   Люблю тебя, моя Россия,  За ясный свет твоих очей,  За ум, за подвиги святые,  За голос звонкий, как ручей,   Люблю, всем сердцем понимаю  Степей таинственную грусть.  Люблю всё то, что называют  Одним широким словом – Русь.   С. Васильев.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.

  С. Васильев.

Домашнее задание: подберите из художественных произведений сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.

Домашнее задание: подберите из художественных произведений сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.