Тема урока:
« Анализ
художественного
текста»
Цели:
- формирование коммуникативной компетенции;
- закрепление умений определять тему и основную мысль произведения,
выявлять художественные средства, использованные автором для реализации
замысла произведения;
- формирование умений находить грамматические средства, использованные
автором с целью раскрытия идеи произведения,
- вспомнить признаки текста, типы текста, стиль речи
-воспитание внимательного отношения к слову,
бережного отношения к окружающей природе,
- обеспечить языковое развитие учащихся,
-развитие связной речи
Эпиграфы к уроку :
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди(1869 -1948) - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии.
Эпиграфы к уроку :
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам.
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870) - русский революционный деятель, философ, писатель и публицист
Эпиграфы к уроку :
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
Жолио-Кюри Фредерик (1900—1958), французский физик, прогрессивный общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного Движения сторонников мира
Лес и город
(1)Лес и город.(2) Город и лес. (З) Разные пор…ждения одной Вселенной.(4) Такие разные и (ни)как не совмеща…щиеся пока.
(5)Город т…нулся к лесу, прост…рал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. (6) А лес неподвижно вз…рал на его осторожное, но настойчивое пр…ближение.(7) Лес не умел н… бояться, н… роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.(8) Лес ра...сеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу воздух чистыми ночными ветрами. (9)
Лес по каплям к…пил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.
(1)Лес и город.(2) Город и лес. (З) Разные порождения одной Вселенной.(4) Такие разные и никак не совмещающиеся пока.
(5)Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. (6) А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение.(7) Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.(8) Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу воздух чистыми ночными ветрами. (9)
Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.
Стиль текста
Публицистический. Особенности : воздействие путем словесного художественного изображения жизни, передача отношения к окружающему, создание художественных образов, образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи, широкое использование художественно-изобразительных средств. Это может быть статья из газеты, информация об актуальном вопросе современной жизни, написанная с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения.
Город ( Действия предмета)
Лес ( Действия предмета)
тянулся
взирал
простирал
не умел ни роптать, ни бояться
протягивал (щупальца)
мог жить и ждать
тянул (паутину)
дышал гарью
рассеивал, разлагал
пил ненасытно
возвращал, копил
слал, пил
выбрасывал
выбрасывал
Словарная работа
- взирал-смотрел, созерцал, наблюдал
- роптать- возмущаться, жаловаться
- слал-посылал, направлял
- едкий - резкий, вызывающий раздражение, боль.
Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.
Проблемы текста
- взаимосвязь человека и природы
- потребительское отношение к природе
- проблема уничтожения человеком живой природы
- экология культуры
Что такое синквейн?
- Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
Что такое синквейн?
- 1 существительное
- 2 прилагательных (или причастия)
- 3 глагола
- Предложение
- Существительное
Синквейн
Лес
Спокойный, терпеливый.
Ждал, возвращал, копил .
Он не умел ни бояться, ни роптать.
Мир природы.
Синквейн
Город
Ненасытный, жестокий.
Тянулся, пил, выбрасывал.
Дышал гарью тяжёлого дыхания .
Жадность.
Эпиграфы к уроку :
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
( Махатма Ганди(1869 -1948) - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии.
Эпиграфы к уроку :
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам...
- ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд. - Искандер) (1812-1870) - русский революционный деятель, философ,
- писатель и публицист
Эпиграфы к уроку :
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
- Жолио-Кюри Фредерик (1900—1958), французский физик, прогрессивный общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного Движения сторонников мира
Домашнее задание
- Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!».
- Напишите небольшой рассказ на экологическую тему.