Просмотр содержимого документа
«Презентация к педсовету. Учет половозрастных особенностей учащихся в образовательном процессе.»
Колесникова Е.В.
МКОУ СОШ с.Мичуринское
Актуальность:
- В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол.
- Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
- Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка.
- Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия на физическом уровне
- Мальчики:
- - большая масса тела и физическая сила; - менее развита точность и координация движений; - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали
- Девочки:
- - меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; - быстрее развивают точность и координацию движений; - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали
Различия на психологическом уровне
-более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; -имеют преимущественно долговременную память; -развито наглядно-образное мышление; -адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; -легче переносят эмоциональный стресс; -субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.
-более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; -имеют преимущественно кратковременную память; -обладают абстрактным мышлением; -легкая адаптация к окружающей среде; - с трудом переносят стресс; -объективная самооценка.
Различия в умственной деятельности
- Девочки :
- -быстрее схватывают новый материал;
- -легче усваивают алгоритмы и правила;
- -любят задания на повторение;
- -чаще используют ближнее зрение;
- -воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- -лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- -новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
- Мальчики:
- -труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- -им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- -лучше выполняют задания на сообразительность;
- -не терпят однообразия;
- - лучше выполняют задания при ярком свете.
Различия на когнитивном уровне
- Девочки:
- - доминирует количественный подход к изучению учебного материала; - стройность и четкость анализа; - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; - скорость внимания ниже, чем у мальчиков; - пристрастие к монологу и повествованию.
- Мальчики:
- - доминирует качественный подход к изучению учебного материала; - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе; - высокая скорость концентрации внимания; - склонность к диалоговой и дискуссионной деятельности.
Различия в игровой деятельности
- Мальчики:
- -любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли, соревновательные игры;
- - их игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают, бросают предметы в цель;
- -осваивают они и вертикальное пространство: лазают по лестницам, забираются в шкаф.
- Девочки:
- -объединяются для игр на основе интереса друг к другу;
- -сюжеты их игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, их игры стабильны и однообразны;
- -ролевое взаимодействие в игре у девочек более длительное, они меняются ролями, договариваются;
- -их игрушки — атрибуты взрослого мира, они охотно осваивают социальные роли.
Различия на поведенческом уровне
- Девочки:
- - скрытны, послушнее, приветливее;
- раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи.
- Мальчики:
- - более оптимистичны, открыты; - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать.
Поощрение:
Учителю важно не столько учить детей, сколько создавать условия, в которых ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал это с удовольствием.
- Мальчиков нужно просто подбодрить ;
- Им важно, что конкретно оценивается в их деятельности;
- Девочке — несколько раз повторить;
- Девочкам — кто и как их хвалит;
- А для девочек: «Умница!» «Мне очень нравится, как ты сделала!»
- Для мальчиков эмоционально значимой является оценка: «Молодец!» «Правильно сделал!»
Приемы и методы работы на уроках для мальчиков
- На уроках мальчикам должен предлагаться высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным должно быть разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строиться в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проводиться после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками оказываются целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, должны использоваться групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.
Приемы и методы работы на уроках для девочек
- Для девочек должен быть предложен размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала нужно дозировать, использовать и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказываются высокопродуктивными методами.
- Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках для девочек должно быть использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
Заключение :
- Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике
ее развития, то есть понимать способ мышления.