СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к педсовету. Учет половозрастных особенностей учащихся в образовательном процессе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация использовалась при выступлении на педсовете. Актуальность данной темы:

  • В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол.
  •  Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
  • Современная педагогическая и психологическая наука и практика не всегда учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка.
  • Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании  к  девочкам и мальчикам отсутствует. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педсовету. Учет половозрастных особенностей учащихся в образовательном процессе.»

Колесникова Е.В. МКОУ СОШ с.Мичуринское

Колесникова Е.В.

МКОУ СОШ с.Мичуринское

Актуальность: В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол.  Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к  девочкам и мальчикам отсутствует.

Актуальность:

  • В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол.
  • Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
  • Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка.
  • Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к  девочкам и мальчикам отсутствует.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:  в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;  организации внимания;  в формах активации эмоций;  в мотивации деятельности и оценки достижений;  в поведении. 

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками: 

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; 
  • организации внимания; 
  • в формах активации эмоций; 
  • в мотивации деятельности и оценки достижений; 
  • в поведении. 
Различия на физическом уровне   Мальчики: - большая масса тела и физическая сила;   - менее развита точность и координация движений;   - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали  Девочки: - меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность;   - быстрее развивают точность и координацию движений;   - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали 

Различия на физическом уровне  

  • Мальчики:
  • - большая масса тела и физическая сила;  - менее развита точность и координация движений;  - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали 
  • Девочки:
  • - меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность;  - быстрее развивают точность и координацию движений;  - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали 
Различия на психологическом уровне  Девочки:   -более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма;   -имеют преимущественно долговременную память;   -развито наглядно-образное мышление;  -адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;   -легче переносят эмоциональный стресс;   -субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.  Мальчики:    -более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов;   -имеют преимущественно кратковременную память;   -обладают абстрактным мышлением;   -легкая адаптация к окружающей среде;   - с трудом переносят стресс;   -объективная самооценка. 

Различия на психологическом уровне 

  • Девочки:

-более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма;  -имеют преимущественно долговременную память;  -развито наглядно-образное мышление; -адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;  -легче переносят эмоциональный стресс;  -субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. 

  • Мальчики:

-более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов;  -имеют преимущественно кратковременную память;  -обладают абстрактным мышлением;  -легкая адаптация к окружающей среде;  - с трудом переносят стресс;  -объективная самооценка. 

  Различия в умственной деятельности Девочки : -быстрее схватывают новый материал;  -легче усваивают алгоритмы и правила;  -любят задания на повторение;  -чаще используют ближнее зрение;  -воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;  -лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;  -новую информацию анализируют с помощью левого полушария.   Мальчики: -труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;  -им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;  -лучше выполняют задания на сообразительность;  -не терпят однообразия;    - лучше выполняют задания при ярком свете.

  Различия в умственной деятельности

  • Девочки :
  • -быстрее схватывают новый материал; 
  • -легче усваивают алгоритмы и правила; 
  • -любят задания на повторение; 
  • -чаще используют ближнее зрение; 
  • -воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; 
  • -лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; 
  • -новую информацию анализируют с помощью левого полушария. 
  • Мальчики:
  • -труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; 
  • -им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; 
  • -лучше выполняют задания на сообразительность; 
  • -не терпят однообразия; 
  •   - лучше выполняют задания при ярком свете.
Различия на когнитивном уровне  Девочки: - доминирует количественный подход к изучению учебного материала;    - стройность и четкость анализа;    - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону;    - скорость внимания ниже, чем у мальчиков;    - пристрастие к монологу и повествованию.  Мальчики: - доминирует качественный подход к изучению учебного материала;    - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе;    - высокая скорость концентрации внимания;    - склонность к диалоговой и дискуссионной деятельности. 

Различия на когнитивном уровне 

  • Девочки:
  • - доминирует количественный подход к изучению учебного материала;  - стройность и четкость анализа;  - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону;  - скорость внимания ниже, чем у мальчиков;  - пристрастие к монологу и повествованию. 
  • Мальчики:
  • - доминирует качественный подход к изучению учебного материала;  - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе;  - высокая скорость концентрации внимания;  - склонность к диалоговой и дискуссионной деятельности. 
Различия в игровой деятельности Мальчики: -любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли, соревновательные игры; - их игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают, бросают предметы в цель;  -осваивают они и вертикальное пространство: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Девочки: -объединяются для игр на основе интереса друг к другу;  -сюжеты их игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, их игры стабильны и однообразны; -ролевое взаимодействие в игре у девочек более длительное, они меняются ролями, договариваются; -их игрушки — атрибуты взрослого мира, они охотно осваивают социальные роли.

Различия в игровой деятельности

  • Мальчики:
  • -любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли, соревновательные игры;
  • - их игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают, бросают предметы в цель;
  • -осваивают они и вертикальное пространство: лазают по лестницам, забираются в шкаф.
  • Девочки:
  • -объединяются для игр на основе интереса друг к другу;
  • -сюжеты их игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, их игры стабильны и однообразны;
  • -ролевое взаимодействие в игре у девочек более длительное, они меняются ролями, договариваются;
  • -их игрушки — атрибуты взрослого мира, они охотно осваивают социальные роли.
Различия на поведенческом уровне  Девочки: - скрытны, послушнее, приветливее;   - раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие;    - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;    - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи.  Мальчики: - более оптимистичны, открыты;    - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;    - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;    - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать. 

Различия на поведенческом уровне 

  • Девочки:
  • - скрытны, послушнее, приветливее; 

- раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие;  - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;  - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. 

  • Мальчики:
  • - более оптимистичны, открыты;  - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;  - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;  - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать. 
Поощрение:   Учителю важно не столько учить детей, сколько создавать условия, в которых ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал это с удовольствием. Мальчиков нужно просто подбодрить ; Им важно, что конкретно оценивается в их деятельности;  Девочке — несколько раз повторить; Девочкам — кто и как их хвалит; А для девочек: «Умница!» «Мне очень нравится, как ты сделала!»  Для мальчиков эмоционально значимой является оценка: «Молодец!» «Правильно сделал!»

Поощрение:  

Учителю важно не столько учить детей, сколько создавать условия, в которых ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал это с удовольствием.

  • Мальчиков нужно просто подбодрить ;
  • Им важно, что конкретно оценивается в их деятельности;
  • Девочке — несколько раз повторить;
  • Девочкам — кто и как их хвалит;
  • А для девочек: «Умница!» «Мне очень нравится, как ты сделала!»
  • Для мальчиков эмоционально значимой является оценка: «Молодец!» «Правильно сделал!»

Приемы и методы работы на уроках для мальчиков

  • На уроках мальчикам должен предлагаться высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным должно быть разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строиться в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проводиться после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками оказываются целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, должны использоваться групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.

Приемы и методы работы на уроках для девочек

  • Для девочек должен быть предложен размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала нужно дозировать, использовать и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказываются высокопродуктивными методами.
  • Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках для девочек должно быть использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
Заключение :       Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике  ее развития, то есть понимать способ мышления. 

Заключение :

  •       Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике

ее развития, то есть понимать способ мышления.