Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
Урок литературы в 5 классе «Образы детей в произведениях русских писателей».
Подготовила учитель русского языка и литературы Гордая Л.Н.
- Кто самый веселый на свете? (Дети!)
- Кто на все вопросы найдет ответы? (Дети!)
- Кто не усидит и полчаса на табурете? (Дети!)
- Кто видит все краски лета в букете? (Дети!)
Выразительно прочитайте цитату из текста, угадайте, о каком герое идет речь?
- «Он родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль».
- Дайте характеристику герою по прочитанному эпизоду. Каким вы представили мальчика ?
Выразительно прочитайте отрывок из текста. Узнайте героя рассказа.
- «Всех их знал: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому …пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал» .
Как характеризует автор Никиту в данном отрывке? Как бы вы изобразили его?
Выразительно прочитайте эпизод из текста. Кого из литературных героев вы узнали ?
- «Конь преступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!»- крикнул … и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а … закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас всех не напасешься, христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!»
- Каким предстает пред нами Филька в этом эпизоде? Изменили ли вы мнение о нем, дочитав сказку до конца? Аргументируйте свое мнение. Составьте словесный портрет Фильки.
Прочитайте выразительно отрывок из художественного произведения. О ком идет речь?
«Действительно, с тех пор как умерла мать, а суровое лицо отца стало еще угрюмее, меня очень редко видели дома. В поздние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом, отворял посредством особых приспособлений свое окно, полузакрытое густою зеленью сирени, и тихо ложился в постель».
- Каким показал нам Васю автор вначале, как раскрывается характер героя на протяжении рассказа? Мысленно представьте мальчика и опишите его внешность.
- Что объединяет всех этих ребят?
- Как к ним относятся авторы?
- Каково ваше отношение к ним?
Тема? Цель?
? ? ?
Тема урока: « Образы детей в произведениях русских писателей».
Цели:
- дать портретную характеристику литературным героям;
- проанализировать поступки детей, раскрыть внутренний мир героев, черты их характеров;
- выражать свое мнение о литературных героях;
- организованно поработать в группах, создать книжку-малышку.
Организация работы над проектом
1 гр. - создание страниц о Васютке из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро;
2 гр. – создание страниц о Никите из рассказа
А. Платонова «Никита»;
3 гр.- создание страниц о Фильке из сказки
К. Паустовского «Теплый хлеб»;
4 гр. – создание страниц о Васе из рассказа
В. Короленко «В дурном обществе».
План-задание группам
- дать характеристику литературному герою: портрет, социальное положение, воспитание, внутренний мир, черты характера (можно использовать форму кластера или фишбоуна);
- составить синквейн к образу;
- нарисовать иллюстрацию (литературный герой в характеризующей его ситуации);
- написать мини-сочинение «Мое отношение к литературному герою».
Самооценка учебной деятельности
1.Я активно обсуждал литературных героев, показал знание текста -
2.Я высказывал свое мнение, аргументировал свою позицию -
3. Я выполнил задание в группе (правильно, самостоятельно и творчески) -
4. Я презентовал свою работу -
5. Я был на уроке внимательным, активным,
организованным -
Итоги урока
- Сегодня я работала…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Урок дал мне для жизни…
- Своей работой на уроке я…
- Мое настроение…
- С чем ассоциируются у вас дети, с которыми вы познакомились, читая произведения русских писателей?
Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Письменно ответьте на вопрос: «Что вы цените в людях?»
- Составьте кроссворд по изученным произведениям о детях.
Спасибо за творчество,
эрудицию,
любовь к литературе,
интересную работу!