«Мектепке дейінгі жастағы балалармен денсаулық қалыптастыру жұмыстарында қозғалыс- сөйлеу және дене- бағыттау тәжірибесі әдістерін қолдану» жобасы Проект: «Использование методов двигательно- речевой и телесно-ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста»
Тело – это наш ДОМ, в котором проявляются все наши особенности, чаяния и стремления. И, мне кажется, очень важно, чтобы наше тело встретилось с нашим «Я», чтобы в дальнейшем вместе шагать по дороге с названием «Жизнь». Е. В. Буренкова
Актуальность проекта
Понятие здоровья неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья - это проблема человека. Она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Из-за малой двигательной активности и достаточно явного ухудшения здоровья современных детей назрела необходимость целенаправленного вмешательства в сферу образования с тем, чтобы тенденции сохранения здоровья участвующих субъектов нашли новые направления развития, не ухудшая при этом уровня своей образованности, профессиональной квалификации (педагоги) и получения возможности принять участие в самом процессе получения образования (обучающиеся).
Современные образовательные программы дошкольного воспитания позволяют активно развиваться ребёнку во всех направлениях, но всё-таки обнаруживаются незначительные проблемы, такие как «недоразвития» речи, нарушение эмоциональной сферы, а также физической «нераскрепощённости», которые необходимо решать более углубленно.
Работа над созданием дополнительных кружковых работ с использованием нетрадиционных методов и технологий оздоровления дошкольников послужило предпосылкой для решения данных проблем.
Гипотеза: Использование методов двигательно- речевой и телесно-ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста позволит более многогранно развиваться ребёнку в плане гармонично- развитой личности, стать физически и умственно активным, овладеть способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствовать управлению своим поведением, умением работать по образцу, слушать взрослого, проявлять творчество.
:
Цель проекта : сохранение и укрепление здоровья детей через создание условий, способствующих стать телесно и психически здоровым каждому ребенку, творчески, активным, радостным,
энергичным, деятельным.
Задачи проекта:
- способствовать гармоническому развитию ребенка, устойчивого к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
- целенаправленно развивать физические качества: силу, гибкость, ловкость и выносливость, координацию движений, чувство равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию;
- формировать телесно-ориентированные умения и навыки;
- повысить речевую и творческую активность;
- развивать умения выбора способов выполнения движений, учитывая свои возможности, правильно оценивать свои силы и целесообразно применяя их в заданных условиях;
- формировать умения и навыки наблюдать, анализировать движения и оценивать качество их выполнения;
- воспитывать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений;
- воспитывать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение эффективности процесса сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- положительное влияние на динамику уровня физической подготовленности детей;
- воспитание устойчивого интереса к регулярным физическим упражнениям;
- повышение уровня речемыслительной, творческой и двигательной деятельности в образном, понятийном, ассоциативном представлении.
Новизна проекта
заключается в использовании нетрадиционных здоровьеформирующих технологий в интеграционной образовательной направленности для детей дошкольного возраста
- телесно-ориентированная деятельность арт- терапия
- телесно-ориентированная деятельность
- арт- терапия
Кружок «Солнечный зайчик»
- йога акробатика
- йога
- акробатика
Кружок
«Йога- акробат»
- речедвигательная гимнастика на степ- платформе практика многоязычия: казахский, английский, русский
- речедвигательная гимнастика на степ- платформе
- практика многоязычия: казахский, английский, русский
Кружок
«Step health»
Практическая значимость
данного проекта заключается в том, что данные интеграционные направления можно использовать практически во всех возрастных группах дошкольных организаций и других современных фитнес- направлениях в работе с детьми, а нестандартная структура проведения занятия может заинтересовать и быть использована другими специалистами
детских садов и мини- центров.
Сроки реализации проекта:
август- октябрь 2016 года
Тип проекта:
краткосрочный, экспериментальный, творческий.
Участники проекта: дети старшего и подготовительного дошкольного возраста
Этапы реализации проекта:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Подготовительный этап:
- Изучение основных понятий;
- Рассматривание картинок, фотографий, видеороликов;
- Беседы с детьми по изучаемому направлению;
- Фотосессии «Наш любимый кружок»
- Фоторепортаж результата
Телесно-ориентированная арт-терапия
это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения объединённые в единый рисунок. В результате наше тело становится более живым, гибким, энергичным.
Кружок «Солнечный зайчик»
Задачи телесно-ориентированной арт- терапии
- способствовать развитию физических, творческих и коммуникативных способностей;
- стимулировать двигательную деятельность, творческое самовыражение, раскрытию своего «Я»;
- расширить представления о своём теле;
- способствовать развитию уверенности в самом себе и повышению самооценки.
- стимулировать сплочение детского коллектива;
- научить снимать напряжения находясь в гармоничном эмоциональном состоянии.
Слово
- Ритуал приветствия в кругу Чтение (изучение) стихотворения, которое определяет тему
- Ритуал приветствия в кругу
- Чтение (изучение) стихотворения, которое определяет тему
Движение
- творческое воображение детей в виде зарисовки с помощью движения
- творческое воображение детей в виде зарисовки с помощью движения
Рисунок
- индивид. или групповой рисунок (либо лепка) предмета воображения
- индивид. или групповой рисунок (либо лепка) предмета воображения
Структура занятия с использованием телесно- ориентированной арт- терапии
Мониторинг группы исследования:
- Физическая подготовленность;
- Умение играть в подвижные игры;
- Способность управлять своим поведением ;
- Умение взаимодействовать со сверстниками;
- Умение работать как по образцу, так и придумывать свои движения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Кружок «Йога-акробат»
Йога – это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, дыхательных процессов и релаксации.
Акробатика – это система физических упражнений,
связанных с вращениями
и балансированием выполняемых индивидуально, вдвоем,
группами.
Задачи реализации йога- акробатики
- Формировать появление уверенности в своих силах;
- Накапливать новый двигательный опыт;
- Развивать гибкость, выносливость, внимательность;
- Способствовать нормализации дыхания;
- Формировать навык свободы от страха влиять на свое тело.
Структура занятия йога- акробатики
Асаны йоги
Элементы акробатики
Игровой сюжет йога- акробатика
Мониторинг группы исследования:
- Развитие физических качеств: гибкости, выносливости, ловкости, быстрота реакции;
- Умение придумывать сюжет по изученным двигательным умениям и навыкам ;
- Способность управлять своим поведением и владеть своим телом;
- Умение взаимодействовать со сверстниками;
- Умение работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Умение творчески мыслить и использовать двигательную память.
Речедвигательная гимнастика на степ- платформе в условиях многоязычия- это
гимнастика позволяющая четко, ритмично
в определенном темпе выполнять движения, координировать шаг и слово, развивать умение владеть своим телом и речевым дыханием.
Кружок «Step health»
Задачи реализации речедвигательной гимнастики на степ- платформе в условиях многоязычия
- формировать умение четко и ритмично в определенном темпе выполнять движения;
- с помощью часто повторяющихся движений способствовать увеличению скорости и улучшению техники выполнения упражнений;
- повысить качества звукопроизношения и проговаривания слов;
- развивать координационный шаг и слово;
- совершенствовать умение владеть своим телом и речевым дыханием.
Структура речедвигательной гимнастики на степ- платформе в условиях многоязычия
«Речедвигательная разминка»
на казахском языке
«Слово»- стихотворная форма сюжета на русском языке,
«Музыка и движение»-
разминочная ходьба
изучение специальных упражнений на русском и английском языке
Мониторинг группы исследования:
- Уровень физической подготовленности;
- Уровень звукопроизношения и проговаривания слов;
- Умение придумывать сюжет по изученным двигательным умениям и навыкам ;
- Способность управлять своим поведением и владеть своим телом;
- Умение работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Умение творчески мыслить и использовать двигательную память.
Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
- Дети усовершенствовали свои двигательные умения и навыки;
- Увеличился уровень физической подготовленности детей;
- Дети научились с помощью движения изображать образы, сюжеты, анализировать свои возможности, правильно оценивать свои силы;
- Значительно повысилась речевая и творческую активность;
- Повысился интерес и качество выполнения упражнений у детей;
- Дети стали более доброжелательно относится друг к другу в процессе совместной двигательной деятельности.
Вывод:
использование данных направлений работы позволяет более многогранно развиваться детям в плане гармонично- развитой личности, стать физически и умственно активным, овладеть способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствовать управлению своим поведением, умением работать по образцу, слушать взрослого, проявлять творчество, использовать приобретённый опыт в детской двигательной деятельности
Литература:
- Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
- Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
- Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004
- Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. – М.:Просвещение, 1993.
- Рябинин С.П., Московченко О.Н., Шубина Т.А., Катцина Т.А. Здоровая спина. – КГТУ. Красноярск, 1998.
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. Программа «Старт». – М.: Владос, 2003.