«Красивые» задачи в математике
«Красивые» задачи
в математике
Автор: Назаренко Наталья
Ученица 9 класса МБОУ ООШ № 46
Авторы:
Битюцкая Анастасия 10Б
Красовская Виктория 9Б
Тимошенкова Любовь 10Б
Руководитель : Дериболот М.И.,
учитель математики
Цель работы: создать сборник «красивых» математических задач .
Задачи:
- Изучение научной литературы, научных публикаций по данной теме, анализ полученной информации.
- Определение понятия «красивая» задача в математике.
- Классификация найденных задач по разделам.
- Создание сборника «красивых» математических задач.
Гипотеза: если окажется возможным из множества математических задач выбрать определенные («красивые») задачи и классифицировать их по некоторым признакам, то возможно создание сборника таких задач и использование его в качестве пособия для математического саморазвития.
- Объект исследования
- - решение математических задач.
- Предмет исследования
- - математические задачи определенного типа.
Объектная область
исследования
– учебный предмет «математика».
Методика исследования:
- изучение литературы;
- «красивые» задачи в математике;
- беседы;
- опросы;
- анкетирование.
Требования к «красивым» задачам:
- интересное условие, красивый чертеж;
- нестандартный элемент (в условии, в методах решения);
- установление интересного факта;
- доступность по формулировке и по сложности;
- изюминка в решении (наглядность и простота.
«Красивые» задачи в математике делим на:
«Красивые» задачи по содержанию;
«красивые» задачи по чертежу;
«красивые» задачи по решению;
«красивые» олимпиадные задачи;
«красивые» экономические задачи.
«Красивые» задачи по содержанию Задача Кольцо вокруг Земли
- Образно представьте себе нашу планету, плотно стянутую кольцом по всему ее экватору. После увеличения длины окружности кольца на 10 метров, между кольцом и поверхностью земли образовался зазор определенной величины. Сможет ли человек пройти, или хотя бы протиснуться в этот зазор?
Решение
Известно, что экватор имеет длину приблизительно равную 40000 километров.
Изначально может показаться, что увеличение длины кольца на 10 метров, по сравнению с его длиной в 40 000 км будет способствовать образованию практически незаметного зазора. Однако, исходя из формулы определения длины окружности L=2πR видно, что радиус Земли (кольца) R= L/2π и при увеличении длины кольца на 10м, его радиус приблизительно увеличиться на 1,59м (10м/6,28), образуя соответствующий зазор, в который человек сможет не только протиснуться, но и даже пройти, немного нагнувшись.
«Красивые» задачи по содержанию древнегреческая Задача
- -Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы.
- -Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику, четверть - природу, седьмая часть проводит время в размышлении и, кроме того, есть три женщины.
Решение
Пусть х всего человек. По условию задачи составим уравнение.
1/2•х+1/4•х+1/7•х+3 = х |•28
14•х+7•х+4•х+84 = 28х
3х =84
х = 28
28 учеников посещают школу
Ответ.28 человек.
«Красивые» задачи по содержанию Древнеиндийская Задача
Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“ Как озера вода здесь глубока?”
Какова глубина озера в современных единицах длины (1 фут приближённо равен 0,3 м)?
Обозначим глубину озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .
Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB 2 – AC 2 = BC 2 ,
(Х + 0,5) 2 – Х 2 = 2 2 ,
Х 2 + Х + 0,25 – Х 2 = 4,
Х = 3,75.
Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.
3, 75 • 0,3 = 1,125 (м)
Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.
«Красивые» задачи по чертежу Задача
- Зигзаг разделил правильный девятиугольник на треугольники, как показано на рисунке. Какая часть площади больше: закрашенная или не закрашенная?
Решение.
Проведем в девятиугольнике еще несколько диагоналей.
Девятиугольник разбился на 13 треугольников. На рисунке образовалось много параллелограммов и трапеций с диагоналями. Расставим номера треугольников, причем одинаковым номером отметим равные треугольники разных цветов. 12 из них разбились на пары, а тринадцатому, который оказался закрашенным, пары не хватило. Значит, закрашенная часть площади девятиугольника больше его не закрашенной части.
Ответ: закрашенная.
«Красивые» задачи по чертежу Задача
- Все углы в шестиугольнике ABCDEF равны по 120 градусов. Известно, что EF=1, AB=3, BC=4, CD=1. Найдите AF+DE.
Решение.
Продлим стороны FA, СВ и ED. В этом случае к нашему шестиугольнику дополнительно прикрепятся 3 треугольника. Определим их вид.
Так как все внутренние углы шестиугольника равны по 120 градусов, то все внешние с ними углы содержат по 60 градусов последний угол в каждом треугольнике равен 60 град. и — равносторонние. Отсюда можно сделать вывод, что CN=ND=5, AK=BK=3 и MF=EM=1. Тогда KM=3+4+5=12.
Пользуемся тем, что MN=KN=12 получаем, что
ED=MN-ME-DN=12-1-5=6
AF=MK-MF-AK=12-1-3=8
Теперь проще простого найти нужную сумму: ED+AF=6+8=14
Ответ: 14
«Красивые» задачи по чертежу Задача
- Два противоположных ребра единичного куба лежат в основаниях цилиндра, а остальные вершины – на его боковой поверхности. Одна из граней куба образует с основаниями цилиндра угол . ( 90º). Найдите высоту цилиндра.
Решение.
Рассмотрим плоскость, проходящую через прямую АВ и образующую l . Пусть грань ABCD образует с плоскостью нижнего основания угол , тогда ВАЕ . Высота цилиндра состоит из двух отрезков FB и BE. Найдем длины этих отрезков.
Из прямоугольного треугольника АВЕ: ВЕ=1•sin = sin . Заметим, что в прямоугольном треугольнике OFB: FBO= , значит FB=1•cos = cos . Итак, FE=FB+BE=cos +sin .
Ответ: cos +sin .
«Красивые» задачи по решению Задача
- В XIX веке один учитель задал своим ученикам вычислить сумму всех целых чисел от единицы до ста. Компьютеров и калькуляторов тогда еще не было, и ученики принялись добросовестно складывать числа. И только один ученик нашел правильный ответ всего за несколько секунд. Им оказался Карл Фридрих Гаусс - будущий великий математик. Как он это сделал?
Решение
Он выделил 49 пар чисел: 99 и 1, 98 и 2, 97 и 3 ... 51 и 49. В сумме каждая пара чисел равнялась ста, и оставалось два непарных числа 50 и 100. Следовательно, 49х100+50+100=5050.
Ответ: 5050.
«Красивые» задачи по решению Задача о пяти линиях
- Перед вами пять линий и десять кружков. Нужно разместить кружки и линии так, чтобы на каждой линии было по четыре кружка и вместе с тем линии должны образовать законченную геометрическую фигуру, хорошо знакомую каждому человеку. Как расположить линии, чтобы на каждой из них было по четыре кружка?
Ответ: Линии выкладываются в виде звезды, как показано на рисунке.
«Красивые» задачи по решению Задача
- Дан острый угол А, вершина которого недоступна (находится за пределами чертежа). Постройте биссектрису данного угла.
Решение.
Факт: три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Взяв две произвольные точки В и С на сторонах данного угла, получим треугольник АВС (с одной недоступной вершиной), две биссектрисы которого можно построить. Точка пересечения этих биссектрис лежит на искомой биссектрисе. Аналогично можно найти и вторую точку, выбрав другой треугольник.
«Красивые» олимпиадные задачи Задача
- Дана белая доска размером 100*100 клеток. Двое по очереди красят ее клетки в черный цвет, причем первый всегда закрашивает квадрат 2*2, а второй — три клетки, образующие «уголок». Уже покрашенную клетку второй раз красить нельзя. Проигрывает тот, кто не может сделать очередной ход. Кто выигрывает при правильной игре: первый или второй?
Решение.
В одном из углов доски второй игрок своим первым ходом закрашивает три клетки в прямоугольнике 2x3, а три оставшиеся клетки из этого прямоугольника объявляет резервом (рис. 10). В дальнейшем второй игрок делает все возможные ходы, не затрагивая резерва. Если такой ход становится невозможным, то закрашиваются клетки резерва. Ясно, что ответного хода у первого игрока нет.
Ответ: второй
«Красивые» олимпиадные задачи Задача
- Дана возрастающая арифметическая прогрессия с положительными членами. Определить их количество, если известно, что сумма членов прогрессии с нечётными номерами составляет 52% от общей суммы всех членов этой прогрессии?
Решение.
Сразу обратим внимание, что количество членов этой прогрессии не может быть чётным. В противном случае сумма её членов с нечётными номерами была бы меньше суммы её членов с чётными номерами, поскольку прогрессия возрастающая.
Обозначим искомое число членов прогрессии за . Тогда сумма её членов с нечётными номерами равна
А сумма всех членов прогрессии равна:
Тогда имеет место равенство:
Из последнего уравнения получаем n=25 .
Ответ: 25.
«Красивые» олимпиадные задачи Задача «Волк, коза и капуста»
Старику необходимо переправить через реку капусту, козу и волка. Но дело в том, что в лодке кроме самого старика, есть ещё одно место для капусты, козы или волка. Если старик оставит козу с волком, то волк может съесть козу, а если оставить капусту с козой, то она съесть капусту. В присутствии старика никто никого не ест. Подскажите ему способ переправы на другой берег всех.
волк капуста
коза
коза
волк
волк коза
капуста
коза
коза капуста
коза
капуста
волк
капуста волк
коза
капуста волк коза
Анкетирование школьников
Вопрос .
Интересны ли вам «красивые» задачи в математике?
Вопрос №2. Удобен ли сборник по изучению «Красивых» задач в математике?
Результаты исследований
В результате исследования выявлено, что:
- 71 % учащихся интересно изучать «красивые» задачи;
2. 86 % учащихся удобно пользоваться м сборником по изучению «красивых» задач в математике.
Выводы:
Анализ анкет подтвердил, что большинство учащихся нашего класса интересуются изучением «красивых» задач в математике и создание сборника «красивых» математических задач – актуально
Заключение
- Работа по выбранной теме осуществлялась в полном соответствии с планом исследования.
- В ходе исследования дано определение «красивой» математической задачи, проведена классификация таких задач по определенным признакам.
- Изучена литература по вопросу исследования.
- Идет работа над созданием сборника «красивых» математических задач
Спасибо!