СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация упрощает материал по введению понятия "святочный рассказ" на примере рассказа Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке", делает его образнее, интереснее.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"»

Внеклассное чтение  Урок литературы в 6-ом классе  Святочный рассказ  Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Выполнила презентацию Казьмина Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ Алексинская СОШ имени К.И.Ракутина

Внеклассное чтение Урок литературы в 6-ом классе Святочный рассказ Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Выполнила презентацию

Казьмина Е.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Алексинская СОШ имени К.И.Ракутина

 Самый любимый праздник «Рождество-это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.» Чарльз Диккенс.

Самый любимый праздник

«Рождество-это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.»

Чарльз Диккенс.

 Святочные рассказы. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды. Существовала старинная традиция и в России: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой.

Святочные рассказы.

  • Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.
  • Существовала старинная традиция и в России: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой.
 Литературное определение   Рождественский (святочный) рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие святочного вечера;  в основе всегда есть чудо(или какая-то добрая неожиданность); финал рассказа счастливый, хороший.

Литературное определение

  • Рождественский (святочный) рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие святочного вечера;
  • в основе всегда есть чудо(или какая-то добрая неожиданность);
  • финал рассказа счастливый, хороший.
Ф.М.Достоевский(1821-1881) Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.

Ф.М.Достоевский(1821-1881)

Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.

.

.

Композиционное своеобразие рассказа «Мальчик у Христа на елке» 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу). 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме». 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке» Повторить: что такое композиция?

Композиционное своеобразие рассказа «Мальчик у Христа на елке»

  • 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»).
  • 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу).
  • 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме».
  • 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Повторить: что такое композиция?
Знакомство с мальчиком, героем рассказа. Где происходит действие рассказа? Как выглядит мальчик? Кто еще находится в подвале? Почему мама не может помочь мальчику? Что мы узнаем о месте, откуда приехал мальчик? Почему дома мальчику было лучше, чем в подвале?

Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

  • Где происходит действие рассказа?
  • Как выглядит мальчик?
  • Кто еще находится в подвале?
  • Почему мама не может помочь мальчику?
  • Что мы узнаем о месте, откуда приехал мальчик?
  • Почему дома мальчику было лучше, чем в подвале?
 Мальчик в городе

Мальчик в городе

 Чудо за большим стеклом

Чудо за большим стеклом

      Литературоведческие термины Портрет –изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя(портрет мальчика). Пейзаж-изображение в художественной литературе картин живой и неживой природы; создает нужное автору настроение(городской пейзаж). Художественная деталь-изобразительная или выразительная подробность художественного произведения(халатик, копеечка)

Литературоведческие термины

Портрет –изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя(портрет мальчика).

Пейзаж-изображение в художественной литературе картин живой и неживой природы; создает нужное автору настроение(городской пейзаж).

Художественная деталь-изобразительная или выразительная подробность художественного произведения(халатик, копеечка)

 Мальчик-изгой.

Мальчик-изгой.

 Обидели!

Обидели!

 Тихий голос.

Тихий голос.

 Христова елка

Христова елка

 Дети-ангелы

Дети-ангелы

 Христос благословляет.

Христос благословляет.

 Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.

Милосердие

Милосердие

Актуален ли рассказ Ф.М. Достоевского в наше время?   В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», – говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Актуален ли рассказ Ф.М. Достоевского в наше время?

В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», – говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

 Итог урока

Итог урока