Школьный научно-исследовательский проект
Челябинский сосновый бор и Антропогенное влияние на него.
(экология)
Автор проекта: Бочков Даниил Сергеевич, МОУ СОШ №138 Центральный район г. Челябинска, 9 «Б» класс 2008 год. Учитель: Иванова Л.И.
Челябинский сосновый бор – уникальный памятник природы
Он – реликт, сохранившийся остаток древних лесов.
Этот бор выполняет не только санитарно-гигиенические, водоохранные и водорегулирующие функции, но является также культурным и природным памятником города.
Челябинск – промышленный город. Поэтому ему необходим бор – именно благодаря ему мы не задыхаемся от промышленных выбросов. А ведь по суммарному уровню загрязнению атмосферы г. Челябинск входит в параметры «зона чрезвычайной экологической ситуации»!
Актуальность экологического проекта
- Человек негативно влияет на сосновый(Шершнёвский) бор.
- Загрязнение
- Вытаптывание почв
- Нарушение экосистемы бора
- Уменьшение границ ареалов редких животных
Цель работы: 1. Выявить и рассмотреть изменения в экосистеме бора. Задачи: 1. Определить уровень изменений в экосистеме бора. 2. Оценить состояние экосистемы бора. 3. Предложить меры по исправлению ситуации.
Характеристика района исследования: город Челябинск и Шершнёвский бор.
Экологическая тропа в Челябинском сосновом бору
В 1985 г. в Челябинском сосновом бору по инициативе зав. Кабинета биологии областного института усовершенствования учителей Драковой Дамиры Курбановны , Л.Ф. Кондратьевой – заслуженным учителем РФ МОУ СОШ №138 и С.Б. Куклиным – корреспондентом-фенологом ГО АНРФ был проложен маршрут экологической тропы и выбрано девять природных объектов, имеющих познавательное значение.
Начало тропы вблизи ЦПК и О им. Ю.А. Гагарина. Направление маршрута – с севера на юг.
Антропогенное воздействие на Шершнёвский бор и его проявления.
- Проблемы соснового бора:
- 1. Вытаптывание.
- 2. Пожары.
- 3. Захламлённость.
Город всё дальше вторгается в лес…
В нём становится всё больше мусора.
Бездомные, пьяницы, хулиганы… Кто как не мы ответственны за это?
Что это? Кто-то решил, что в лесу можно строить кому вздумается.
Вульгарные надписи – признак бескультурья.
Заключение.
В Челябинском Сосновом (Шершнёвском) бору сильно заметны признаки 3 и 4 степени нарушенности. Местами проявляются признаки 5 степени, когда естественное возобновление бора становится невозможным.
Первопричиной проблем бора считается экологическая безграмотность населения, незнание или невыполнение простейших правил поведения в лесу.
Необходимы следующие шаги по решению проблем бора: создание экологических отрядов, проведение городских субботников по очистке территории леса, возобновление экскурсий по экологической тропе и пропаганда среди населения культуры поведения в лесу.
К мгновенному исчезновению признаков гибели леса эти шаги не приведут, но со временем их положительное действие будет проявляться всё ярче и помогут сохранить и восстановить экосистему бора.
Выводы и рекомендации.
- 1. Своевременный вывоз мусора с территории, туда, где он меньше всего будет причинять ущерб природе.
- 2. Принять закон, запрещающий бросать мусор и штрафовать нарушителей.
- 3. Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.
- 4. Принятие законов о штрафных санкциях к физическим и юридическим лицам.
- 5. Постоянный вывоз мусора с территории бора.
6. еженедельные экологические субботники в боре 7. Пропаганда экологических знаний среди населения. 8. Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения. 9. В вечернее время совершать рейды милиции. 10. Увеличить штат дворников. 11. Построить мусороперерабатывающий завод .
Проведённые мероприятия.
- 1. Организованы экологические рейды по уборке мусора вокруг территории школы и в парковой зоне, прилегающей к школе и в самом парке.
- 2. Проведена пропаганда среди учащихся о вреде бытового мусора, развешаны листовки: «Ребята! Не превращайте наш город и бор в свалку! Не разбрасывайте мусор! Сделаем наш бор чистым и красивым!»
3. Пропаганда экологических знаний среди младших школьников. Экологический спектакль «что делать с мусором?» 4. Каждый год в боре, парке, около школы вывешиваются кормушки, скворечники.
5. Активно участвуют в акциях: «Покормите птиц зимой.» и «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!». За что были награждены благодарственным письмом администрации г. Челябинска 6. Проведены рейды по местам сильного загрязнения бытовым мусором бора. Сделаны фотографии .