СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены статистические данные по детям с ОВЗ, нормативно-правовые документы, ФГОС для детей с ОВЗ, характерные особенности детей с ЗПР, общепедагогические принципы, основные подходы к организации образовательных условий для детей с ЗПР и РАС, структура адаптированной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области  Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого –педагогического и медико -социального сопровождения «Дар» Окружной семинар «Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах общеобразовательной организации».   Руководитель ТОПМПК  учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Авдюкова С.О. г.Реж 2015 г.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Центр психолого –педагогического и медико -социального сопровождения «Дар»

Окружной семинар

«Создание специальных образовательных условий

для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

в начальных классах общеобразовательной организации».

Руководитель ТОПМПК

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Авдюкова С.О.

г.Реж

2015 г.

«У детей нет никого больше,  кроме учителей »   Зицер Дима Век социального аутизма  Заложен фундамент?

«У детей нет никого больше, кроме учителей » Зицер Дима

Век

социального

аутизма

Заложен фундамент?

Модернизация образования   Доступность качественного образования. Повышение профессиональной компетенции педагогов Профессиональные стандарты Опыт других стран

Модернизация образования

Доступность качественного образования.

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Профессиональные стандарты

Опыт других стран

Законодательные основы организации получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Международный уровень:

  • Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.) Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.) Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2)
  • Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.)
  • Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.)
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2)
  • Федеральный уровень: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.)
  • Федеральный уровень:
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.)
Статистические данные  по детям с ОВЗ По данным Министерства здравоохранения РФ Приказ от 2013 года. Москва о первоклассниках. Приказ от 2013 года. Москва о первоклассниках.

Статистические данные по детям с ОВЗ

По данным Министерства здравоохранения РФ

  • Приказ от 2013 года. Москва о первоклассниках.
  • Приказ от 2013 года.
  • Москва о первоклассниках.
Количество детей с Расстройствами аутистического спектра 2010 год – 1 к 110, 2014 год – 1 к 68, 2017 год – 2 % от общего количества новорожденных.

Количество детей с Расстройствами аутистического спектра

2010 год – 1 к 110,

2014 год – 1 к 68,

2017 год – 2 %

от общего количества новорожденных.

ФГОС  для детей с овз В основе: принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС НОО обучающихся с ЗПР представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС для детей с овз

  • В основе: принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.
  • ФГОС НОО обучающихся с ЗПР представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Дети, имеющие: нарушения слуха; нарушения зрения; тяжёлые нарушения речи; нарушения опорно-  двигательного аппарата; нарушения интеллекта; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра; задержка психического развития; комплексные нарушения развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети, имеющие:

  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • тяжёлые нарушения речи;
  • нарушения опорно-

двигательного аппарата;

  • нарушения интеллекта;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра;
  • задержка психического развития;
  • комплексные нарушения развития.
Характерные особенности  детей с ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.

Характерные особенности детей с ЗПР:

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Своеобразное поведение;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике.
Общепедагогические принципы   классификация Г. А. Толмачевой * Сочетание принципов научности и доступности обучения. *Принцип связи обучения с жизнью. * Принцип сознательности, активности и самостоятельности. *Принцип систематичности и последовательности в обучении. * Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения. * Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов * Принцип деятельностного подхода. * Принцип оперативного контроля и самоконтроля * Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков. * Принцип педагогического оптимизма

Общепедагогические принципы классификация Г. А. Толмачевой

* Сочетание принципов научности и доступности обучения. *Принцип связи обучения с жизнью.

* Принцип сознательности, активности и самостоятельности. *Принцип систематичности и последовательности в обучении.

* Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения. * Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов

* Принцип деятельностного подхода. * Принцип оперативного контроля и самоконтроля

* Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков. * Принцип педагогического оптимизма

Основные подходы к организации образовательных условий  для детей с ЗПР Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

Основные подходы к организации образовательных условий для детей с ЗПР

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
  • Индивидуальный подход
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
  • Использование многократных указаний, упражнений
  • Проявление большого такта со стороны учителя
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с зпр  опора на лицо говорящего, многократные  указания,  памятки, игровые моменты  палочки – этап деятельности,  стих с движением, рисованием,  опорой на предметы, воображением,  храмовый эффект, графические  модели  «забегание» вперед,  подготовительные упражнения, доступные  инструкции, связь предыдущего материала  с последующим, выслушивать до конца,  поощрения, наглядность, наводящие вопросы  внимание  память мышление

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с зпр

опора на лицо говорящего, многократные

указания,

памятки, игровые моменты

палочки – этап деятельности,

стих с движением, рисованием,

опорой на предметы, воображением,

храмовый эффект, графические

модели

«забегание» вперед,

подготовительные упражнения, доступные

инструкции, связь предыдущего материала

с последующим, выслушивать до конца,

поощрения, наглядность, наводящие вопросы

внимание

память

мышление

Обучение детей  с расстройствами аутистического спектра Визуальная поддержка  Минимум сенсорной нагрузки Специальные методы и приемы обучения

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра

Визуальная поддержка

Минимум сенсорной нагрузки

Специальные методы и приемы обучения

Адаптированная образовательная программа Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Цель. Задачи.

Адаптированная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Цель. Задачи.

Структура АОП - титульный лист, - пояснительная записка, - планируемые результаты, - учебный план, - программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования), - программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план, - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (на соответствующей ступени образования), - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа - программа коррекционной работы - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (соответствующей ступени), - план внеурочной деятельности

Структура АОП

- титульный лист,

- пояснительная записка,

- планируемые результаты,

- учебный план,

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования),

- программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план,

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (на соответствующей ступени образования),

- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

- программа коррекционной работы

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (соответствующей ступени),

- план внеурочной деятельности

Развивается в среде сверстников Запускаются скрытые компенсаторные механизмы Развивается в среде сверстников Запускаются скрытые компенсаторные механизмы Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе; Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе; Новый уровень профессиональной компетентности Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей Новый уровень профессиональной компетентности Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей Оценка значимости инклюзии всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса.   ребенок родитель учитель
  • Развивается в среде сверстников Запускаются скрытые компенсаторные механизмы
  • Развивается в среде сверстников
  • Запускаются скрытые компенсаторные механизмы
  • Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;
  • Социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;
  • Новый уровень профессиональной компетентности Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей
  • Новый уровень профессиональной компетентности
  • Повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей

Оценка значимости инклюзии всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса.

ребенок

родитель

учитель

Контактная информация: ГБОУ СО «ЦПМСС «Дар» г.Реж, ул. Черняховского, 15 Sk-40@yandex.ru 8- 34364-3-36-64 ТОПМПК 623752 г.Реж Ул.Калинина, 14 Электронная почта: pmpkdar@yandex.ru Телефон: 8-34364-3-30-66 2015 г.

Контактная информация:

ГБОУ СО «ЦПМСС «Дар»

г.Реж, ул. Черняховского, 15

[email protected]

8- 34364-3-36-64

ТОПМПК

623752 г.Реж

Ул.Калинина, 14

Электронная почта: [email protected]

Телефон: 8-34364-3-30-66

2015 г.