Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» п.Кавалерово
Основы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Составил:
Педагог дополнительного образования
Титова Марина Геннадьевна
п. Кавалерово
2017г.
Национальные традиции в произведениях декоративного искусства
Национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном
сознании правила и нормы.
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана
стремлением к красоте и гармонии с природной средой, Дом, очаг,
мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему
прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной
земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые
предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы
дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений
людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то,
что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть.
Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.
Резьба по дереву
Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты.
Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.
Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, красота и разнообразие цвета - обуславливает широкое применение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распространение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серьги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.
Богатейшая по своим традициям тувинская народная резьба
Резьба по кости Кость - материал, широко использовавшийся еще в глубокой древности.
Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера сумели выявить и использовать замечательные свойства материала для художественных изделий.
Холмогорская резьба
по кости
Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров художественной обработки металла было обусловлено рядом исторических, географических, экономических причин.
Гжель - Вокруг ...окутывает дымчатым туманом
Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.
Скопинская керамика
Родина каргопольской игрушки русский Север, Архангельская область .
Дымковская игрушка -один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.
Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.
Городецкая золотая вышивка
Вологодская
вышивка
Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, характер расцветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки. Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.
Россия – страна традиционного уклада жизни с развитыми народными промыслами и художественными ремеслами . Чтобы сохранить все тонкости прикладного искусства народов России написано немало томов, но самое главное, чтобы оно жило в наших душах и только тогда мы сможем передать его будущим поколениям.