Понятие речевого воздействия
Произнеси правильно
1. ОтгУл
2. АфЕра
3. ОпЕка
3. УполномОчивать
4. УсугубИть
5. ЗаЁм
Ловкость языка
Забыл Панкрат кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
Речевое воздействие
Воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели и сохранения коммуникативного равновесия.
Задача речевого воздействия
- Изменить поведения или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении
Основные аспекты речевого воздействия
1. Вербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи слов. Воздействующим средством является подбор слов, интонации, содержание выражаемой им мысли.
2. Невербальное – воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты. Мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника)
Факторы речевого воздействия
- Это типы коммуникативных сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии.
Факторы речевого воздействия
- 1. Фактор внешности.
- 2. Фактор соблюдения коммуникативной нормы.
- 3. Фактор установления контакта с собеседником.
- 4. Фактор взгляда.
- 5. Фактор физического поведения во время речи.
- 6. Фактор манеры (дружелюбие, искренность, Эмоциональность, немонотонность, воодушевление).
- 7. Фактор размещения в пространстве.
- 8. Фактор содержания.
- 9. Фактор языка.
- 10. Фактор объема сообщения.
- 11Фактор расположения фактов и аргументов, идей.
- 12. Фактор времени.
- 13. Фактор количества участников.
- 14. Фактор адресата.
Способы речевого воздействия.
1. Доказывание – приводятся аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. Доказывание – это логический путь речевого воздействия.
2. Убеждение – вселять в собеседника уверенность, что истина доказана. Здесь используется и логика, и эмоция.
(Поверь, так оно и есть!; Я это точно знаю!) Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
Способы речевого воздействия.
3. Уговаривание. Уговаривать – это эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения. Уговаривание всегда осуществляется эмоционально, используются личные мотивы. ( «Ну, пожалуйста, сделай это для меня.. , ну что тебе стоит… я буду тебе очень благодарен..» В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
Способы речевого воздействия.
4. Клянченье. Клянчить – это высоко и эмоционально просить, используя просьбу многократно.
5. Внушение. Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите, без обдумываний.
Способы речевого воздействия.
6. Просьба. Просить- это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, используя хорошие отношения.
7. Приказ. Приказывать это побудить человека выполнить что-либо в силу его должности, положения.
Способы речевого воздействия.
8. Принуждение. Принудить – заставить человека сделать что- либо сделать против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, либо на демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелек или жизнь!»
Цели у говорящего могут быть
1. Информационные
2. Предметные
3. Коммуникативные
Пример: знак + и – достижение и недостижения цели
1).- передайте, пожалуйста, соль!
Информационная +
- пожалуйста
Предметная +
Коммуникативная +
2). ).- передайте, пожалуйста, соль!
Информационная +
Предметная -
- простите, здесь соли нет.
Коммуникативная +
3).- дайте соль!
Информационная +
- а почему так грубо?
Предметная -
Коммуникативная -
4). ).- передайте, пожалуйста, соль!
Информационная +
Предметная -
- что?
Коммуникативная -
Пример: знак + и – достижение и не достижения цели
5).- передайте, пожалуйста, соль!
Информационная +
- на!
Предметная +
Коммуникативная -