СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Анализ стихотворения В.П.Руденко "Глаза памяти""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Анализ стихотворения В.П.Руденко "Глаза памяти". Стихотворение вошло в сборник "Хлеб и уголь", увидевший свет в 1986 году. Тема стихотворения - память о войне. о тяжелых испытаниях, выпавших на детскую долю.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Анализ стихотворения В.П.Руденко "Глаза памяти""»

Презентация к дидактическому материалу «Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»

Презентация к дидактическому материалу «Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»

Виктор Петрович Руденко ПОЭТ-ДОНБАССОВЕЦ

Виктор Петрович Руденко

ПОЭТ-ДОНБАССОВЕЦ

Герои книг В.П. Руденко – люди труда, герои будней,  моряки и шахтёры, дети войны

Герои книг В.П. Руденко – люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети войны

Стихотворение «Глаза памяти» вошло в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в свет в 1986 году

Стихотворение «Глаза памяти» вошло в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в свет в 1986 году

Тема стихотворения – память о войне, о тяжёлых испытаниях, выпавших на детскую долю

Тема стихотворения – память о войне, о тяжёлых испытаниях, выпавших на детскую долю

Идея поэтического произведения обычно заключена в последней строфе. Автор говорит о стремлении быть достойным своего отца

Идея поэтического произведения обычно заключена в последней строфе. Автор говорит о стремлении быть достойным своего отца

«Я человек, не знавший детства»

«Я человек, не знавший детства»

Автор рассказывает о себе. Именно он является лирическим героем, его авторское «Я» присутствует на протяжении всего повествование

Автор рассказывает о себе. Именно он является лирическим героем, его авторское «Я» присутствует на протяжении всего повествование

«Опять, забывшийся впотьмах,  Глазами памяти я вижу  Ребристый торс кобылки рыжей,  Летящей в дрогнувших лугах».

«Опять, забывшийся впотьмах, Глазами памяти я вижу Ребристый торс кобылки рыжей, Летящей в дрогнувших лугах».

Стихотворение обладает событийностью (имеет сюжет)

Стихотворение обладает событийностью (имеет сюжет)

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части:  - Воспоминание сельского мальчика о бомбежке.  - Встреча отца-солдата.  - Первая послевоенная весна  (отец умирает от ран).  - Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части: - Воспоминание сельского мальчика о бомбежке. - Встреча отца-солдата. - Первая послевоенная весна (отец умирает от ран). - Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.

«Но те лета, как пыль в глаза,  Как жгучее железо – к телу…»

«Но те лета, как пыль в глаза, Как жгучее железо – к телу…»

Автор использует стихотворный размер – ямб (двусложная стопа с ударением на второй слог)

Автор использует стихотворный размер – ямб (двусложная стопа с ударением на второй слог)

 «А вслед - вихреподобный дым,  А с неба – самолет зловещий…»

«А вслед - вихреподобный дым, А с неба – самолет зловещий…»

«Звезда ночами малыша  Манила – леденцом казалась…  Наголодалась, натерзалась  За тонким ребрышком душа…»

«Звезда ночами малыша Манила – леденцом казалась… Наголодалась, натерзалась За тонким ребрышком душа…»

В стихотворении используется кольцевая и парная рифмы.  Схема кольцевой рифмы: абба  Схема парной рифмы:  аабб

В стихотворении используется кольцевая и парная рифмы. Схема кольцевой рифмы: абба Схема парной рифмы: аабб

«Послевоенная весна  Вовсю дышала силой вешней.  В медалях весь и в орденах  Был китель, на стене висевший».

«Послевоенная весна Вовсю дышала силой вешней. В медалях весь и в орденах Был китель, на стене висевший».

Поэтическая лексика представлена тропами (словами и оборотами, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении)

Поэтическая лексика представлена тропами (словами и оборотами, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении)

Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолёт» передают ощущение тревоги

Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолёт» передают ощущение тревоги

Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа.

Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа.

Сравнение « но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу …» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат

Сравнение « но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу …» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат

Олицетворение « наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа » рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка.

Олицетворение « наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа » рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка.

« Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели »-перед глазами предстает зарево войны

« Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели »-перед глазами предстает зарево войны

Поэтическая фонетика представлена ассонансом (« наголодалась, натерзалась ») ;  аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс »).

Поэтическая фонетика представлена ассонансом (« наголодалась, натерзалась ») ; аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс »).

Аллитерация – звукоподражание путём повторения одних и тех же согласных.  Ассонанс – созвучие гласных звуков.

Аллитерация – звукоподражание путём повторения одних и тех же согласных. Ассонанс – созвучие гласных звуков.

Стилистические фигуры представлены повторами («Я помню это, помню это»),  прямой речью («Отец «За Родину!» кричал»)

Стилистические фигуры представлены повторами («Я помню это, помню это»), прямой речью («Отец «За Родину!» кричал»)

«А за дрожащей занавеской  Отец «За Родину!» кричал.  Потом сникал в сплошном жару,  Шепча губами еле слышно:  «Я умереть хочу под вишней,  Под чистым небом, на ветру».

«А за дрожащей занавеской Отец «За Родину!» кричал. Потом сникал в сплошном жару, Шепча губами еле слышно: «Я умереть хочу под вишней, Под чистым небом, на ветру».

«Я помню это, помню это…»

«Я помню это, помню это…»

«Он в сени вышел, к тыну вышел,  И вдруг  Разверзлась твердь земли…  Упал солдат,  А кроны вишен  Над ним, как над живым, цвели».

«Он в сени вышел, к тыну вышел, И вдруг Разверзлась твердь земли… Упал солдат, А кроны вишен Над ним, как над живым, цвели».

Основная идея, вывод представлен в финальных строках стихотворения

Основная идея, вывод представлен в финальных строках стихотворения

«Наполнясь страстным бытием,  Ищу нелегкую дорогу.  Успеть бы оправдать по долгу  Делами  Отчество своё.

«Наполнясь страстным бытием, Ищу нелегкую дорогу. Успеть бы оправдать по долгу Делами Отчество своё.

Домашнее задание . Проанализировать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза» по плану:  1. Время и история написания.  2. Событийность (наличие сюжета)  3. Лексика (публицистическая, разговорная и т.д.)  4.Тема и идея стихотворения  5.Композиция(значимые части)

Домашнее задание . Проанализировать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза» по плану: 1. Время и история написания. 2. Событийность (наличие сюжета) 3. Лексика (публицистическая, разговорная и т.д.) 4.Тема и идея стихотворения 5.Композиция(значимые части)

  6. Стихотворный размер  7. Рифма  8. Поэтическая лексика (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.)  9. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, обращение, прямая речь и т.д.)  10. Поэтическая фонетика (аллитерация, ассонанс)

6. Стихотворный размер 7. Рифма 8. Поэтическая лексика (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.) 9. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, обращение, прямая речь и т.д.) 10. Поэтическая фонетика (аллитерация, ассонанс)