Презентация к дидактическому материалу «Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»
Виктор Петрович Руденко
ПОЭТ-ДОНБАССОВЕЦ
Герои книг В.П. Руденко – люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети войны
Стихотворение «Глаза памяти» вошло в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в свет в 1986 году
Тема стихотворения – память о войне, о тяжёлых испытаниях, выпавших на детскую долю
Идея поэтического произведения обычно заключена в последней строфе. Автор говорит о стремлении быть достойным своего отца
«Я человек, не знавший детства»
Автор рассказывает о себе. Именно он является лирическим героем, его авторское «Я» присутствует на протяжении всего повествование
«Опять, забывшийся впотьмах, Глазами памяти я вижу Ребристый торс кобылки рыжей, Летящей в дрогнувших лугах».
Стихотворение обладает событийностью (имеет сюжет)
Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части: - Воспоминание сельского мальчика о бомбежке. - Встреча отца-солдата. - Первая послевоенная весна (отец умирает от ран). - Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.
«Но те лета, как пыль в глаза, Как жгучее железо – к телу…»
Автор использует стихотворный размер – ямб (двусложная стопа с ударением на второй слог)
«А вслед - вихреподобный дым, А с неба – самолет зловещий…»
«Звезда ночами малыша Манила – леденцом казалась… Наголодалась, натерзалась За тонким ребрышком душа…»
В стихотворении используется кольцевая и парная рифмы. Схема кольцевой рифмы: абба Схема парной рифмы: аабб
«Послевоенная весна Вовсю дышала силой вешней. В медалях весь и в орденах Был китель, на стене висевший».
Поэтическая лексика представлена тропами (словами и оборотами, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении)
Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолёт» передают ощущение тревоги
Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа.
Сравнение « но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу …» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат
Олицетворение « наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа » рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка.
« Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели »-перед глазами предстает зарево войны
Поэтическая фонетика представлена ассонансом (« наголодалась, натерзалась ») ; аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс »).
Аллитерация – звукоподражание путём повторения одних и тех же согласных. Ассонанс – созвучие гласных звуков.
Стилистические фигуры представлены повторами («Я помню это, помню это»), прямой речью («Отец «За Родину!» кричал»)
«А за дрожащей занавеской Отец «За Родину!» кричал. Потом сникал в сплошном жару, Шепча губами еле слышно: «Я умереть хочу под вишней, Под чистым небом, на ветру».
«Я помню это, помню это…»
«Он в сени вышел, к тыну вышел, И вдруг Разверзлась твердь земли… Упал солдат, А кроны вишен Над ним, как над живым, цвели».
Основная идея, вывод представлен в финальных строках стихотворения
«Наполнясь страстным бытием, Ищу нелегкую дорогу. Успеть бы оправдать по долгу Делами Отчество своё.
Домашнее задание . Проанализировать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза» по плану: 1. Время и история написания. 2. Событийность (наличие сюжета) 3. Лексика (публицистическая, разговорная и т.д.) 4.Тема и идея стихотворения 5.Композиция(значимые части)
6. Стихотворный размер 7. Рифма 8. Поэтическая лексика (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.) 9. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, обращение, прямая речь и т.д.) 10. Поэтическая фонетика (аллитерация, ассонанс)