Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.
Задачи
1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.
2. Развивающая : продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;
3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии.»
Тема урока:
Борьба за существование
По подсчетам В. И. Вернадского, для захвата поверхности земли различным организмам понадобился бы срок:
Бактериям–1,5 дня
Курам –15-18 лет
Инфузориям-31-67дней
Диким свиньям-5-6 лет
Индийскому слону-1000 лет
Каждый год одно растение одуванчика
производит около 100 семян. Если бы из всех этих
семян выросли растения одуванчика и снова
дали бы по 100 семян каждое и так продолжалось бы
из года в год, то для десятого поколения одного растения
одуванчика потребовалась площадь в 15 раз
больше поверхности всей суши.
К. А. Тимирязев
«Три мухи могут съесть лошадь за столько же дней, что и лев». Каждая муха (самка) может за пять дней дать 20000 личинок. Три мухи дадут 60000 личинок. Ясно, что если все это множество личинок начнет есть лошадь, то они, съедят ее быстрее чем лев. Карл Линней.
« Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком
и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая ( что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства.
Внутривидовая борьба
Межвидовая борьба
Борьба с неблагоприятными
Условиями среды
- Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.
- Борьба за территорию;
- Состязание за добычу;
- Внутривидовой каннибализм;
- Борьба за главенство в стае;
- Борьба за обладание самкой
- Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.
- Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской;
- Конкуренция между серой и чёрной крысами;
- Конкуренция за свет между елью и берёзой;
- Паразитизм;
- Вытеснение куницей-харзой соболя из его привычных мест обитания .
Межвидовая форма борьбы
Пример:
«хищник-жертва»
«паразит-хозяин»
«растение-травоядное животное »
- Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.
- Сезонная линька;
- Летняя и зимняя спячка;
- Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
- Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
- Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
Какие формы борьбы представлены?
- 1.В тундре все деревья карликовые
- 2.В гнездо ласточки береговушки заползла змея.
- 3.На кислой почве получили плохой урожай ячменя.
- 4.Чайки живут колониями
- 5.Густые всходы растений вытягиваются
- 6.Самой распространенной крысой в городах является пасюк, он вытесняет другие виды крыс.
Борьба за
существование
«Поражение» наименее
приспособленных
особей, имеющих
неблагоприятные
признаки
«Победа» наиболее
приспособленных
особей, имеющих
благоприятные
признаки
Выживание и
участие
в размножении
Гибель, устранение
от размножения
Благоприятные
признаки передаются
потомству и
усиливаются
Неблагоприятные
признаки
не передаются
потомству
В этом мире нужно бежать изо всех сил только для того, чтобы остаться на месте
- растений
- животных
- растений
- животных