СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Электрохимический ряд напряжения металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к уроку по теме "Электрохимический ряд напряжения металлов"

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Электрохимический ряд напряжения металлов"»

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь.  Китайская мудрость Мурзабаева Гульжан Ахметжановна учитель химии ГКУ «Гимназия №2 имени Шокана Уалиханова с дошкольным мини-центром г. Капшагай»

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня, и я научусь.

Китайская мудрость

Мурзабаева Гульжан Ахметжановна

учитель химии ГКУ «Гимназия №2

имени Шокана Уалиханова с дошкольным

мини-центром г. Капшагай»

Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов 9 класс

Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов

9 класс

Умение сравнивать химическую активность металлов, составлять уравнения химических реакций, которые описывают химические свойства металлов, составить свой вытеснительный ряд металлов. Цели изучения, которым способствует данный урок

Умение сравнивать химическую активность металлов, составлять уравнения химических реакций, которые описывают химические свойства металлов, составить свой вытеснительный ряд металлов.

Цели изучения, которым способствует данный урок

Учащиеся могут: •  Правильно использовать химические термины, понимать и отвечать на поставленные учителем вопросы в разрезе изучаемой темы и известных фактах. Ключевые слова и фразы: •  Электрохимический ряд, напряжение металлов, активность металлов, окислитель, восстановитель, вытеснение. Вопросы для обсуждения: •  Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств? •  В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия? Языковая цель

Учащиеся могут:

• Правильно использовать химические термины, понимать и отвечать на поставленные учителем вопросы в разрезе изучаемой темы и известных фактах.

Ключевые слова и фразы:

• Электрохимический ряд, напряжение металлов, активность металлов, окислитель, восстановитель, вытеснение.

Вопросы для обсуждения:

• Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств?

• В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия?

Языковая цель

Объяснить понятие - электрохимический ряд напряжения металлов. Составлять уравнения реакций замещения металлов в растворах их солей более активными металлами. Объяснять механизм работы с электрохимическим рядом напряжения металлов. Проводить исследование с использованием прибора GLX Explorer и сенсорным температурным датчиком. Составлять свой вытеснительный ряд металлов, на основании проведенных опытов и исследований. Обосновывать результаты проведенных исследований и опытов, а также смогут объяснить принцип протекторной защиты от коррозии. Ожидаемый результат
  • Объяснить понятие - электрохимический ряд напряжения металлов.
  • Составлять уравнения реакций замещения металлов в растворах их солей более активными металлами.
  • Объяснять механизм работы с электрохимическим рядом напряжения металлов.
  • Проводить исследование с использованием прибора GLX Explorer и сенсорным температурным датчиком.
  • Составлять свой вытеснительный ряд металлов, на основании проведенных опытов и исследований.
  • Обосновывать результаты проведенных исследований и опытов, а также смогут объяснить принцип протекторной защиты от коррозии.

Ожидаемый результат

Устное поощрение выполненной работы; Самооценивание и взаимооценивание по ключу; Оценочные листы (критериальное оценивание); Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? •  Учащиеся составляют уравнения реакций, правильно проводят сбор данных с прибора, проводят опыты, доказывают верность составления электрохимического ряда Бекетова на основании собственного вытеснительного ряда, решают задачи. Оценивание.
  • Устное поощрение выполненной работы;
  • Самооценивание и взаимооценивание по ключу;
  • Оценочные листы (критериальное оценивание);

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

  • • Учащиеся составляют уравнения реакций, правильно проводят сбор данных с прибора, проводят опыты, доказывают верность составления электрохимического ряда Бекетова на основании собственного вытеснительного ряда, решают задачи.

Оценивание.

Здравствуйте ребята! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на нашем уроке.

Здравствуйте ребята!

Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на нашем уроке.

Предлагает детям разделиться на группы

Предлагает детям разделиться на группы

Деление на группы Перед вами на столе лежат цветные кружочки. Возьмите кружок на обороте указан символ элемента. Займите место за столом, на котором стоит конус с таким же символом. Mg Na Al H Fe Cu H Al Mg Fe Cu Na

Деление на группы

Перед вами на столе лежат цветные кружочки.

  • Возьмите кружок на обороте указан символ элемента.
  • Займите место за столом, на котором стоит конус с таким же символом.

Mg

Na

Al

H

Fe

Cu

H

Al

Mg

Fe

Cu

Na

Викторина «Верные – неверные утверждения» Заполните таблицу, вписав ответы ДА или НЕТ 1 2 3 4 5

Викторина

«Верные – неверные утверждения»

Заполните таблицу, вписав ответы ДА или НЕТ

1

2

3

4

5

1.  Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ. 2.  В кристаллах атомы металла связаны металлической связью. 3.  Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром. 4.  В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов. 5.  Чтобы оценить активность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.

1. Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.

2. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.

3. Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.

4. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.

5. Чтобы оценить активность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.

Я уверена, вы справились с этим заданием. Внимание!  Проверьте свои ответы по ключу на экране и  поставьте себе заработанные баллы в  соответствии с правильными ответами.  За каждый правильный ответ – 1 балл,  в оценочный лист запишите общее количество  баллов.

Я уверена, вы справились с этим заданием.

Внимание!

Проверьте свои ответы по ключу на экране и поставьте себе заработанные баллы в соответствии с правильными ответами.

За каждый правильный ответ – 1 балл,

в оценочный лист запишите общее количество баллов.

Самопроверка по ключу Викторина «Верные – неверные утверждения» 1 Нет 2 3 Да 4 Нет 5 Да Да Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

Самопроверка по ключу

Викторина

«Верные – неверные утверждения»

1

Нет

2

3

Да

4

Нет

5

Да

Да

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

МОЛОДЦЫ! Тема урока:  Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов.

МОЛОДЦЫ!

Тема урока:

Электрохимический ряд напряжения металлов. Активность металлов.

Закончите практически осуществимые уравнение реакции Определение темы Ca Zn Mg Cu Ca + HCl =  Mg + HCl =  Zn + HCl =  Cu + HCl = HCl

Закончите практически осуществимые уравнение реакции

Определение темы

Ca

Zn

Mg

Cu

Ca + HCl =

Mg + HCl =

Zn + HCl =

Cu + HCl =

HCl

Внимание!!! Взаимопроверка работ по часовой стрелке За каждое правильное уравнение реакции -1 балл

Внимание!!!

Взаимопроверка работ по часовой стрелке

За каждое правильное уравнение реакции -1 балл

Закончите практически осуществимые уравнение реакции Ca + 2HCl = CaCl 2 + H 2 ↑  Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 ↑  Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑  Cu + HCl ≠ Объясните почему в этом задании есть уравнения осуществимые и практически невозможные уравнения.

Закончите практически осуществимые уравнение реакции

Ca + 2HCl = CaCl 2 + H 2

Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

Cu + HCl ≠

Объясните почему в этом задании есть уравнения осуществимые и практически невозможные уравнения.

Х в о а ь ч т с з ё у н ! http://aida.ucoz.ru

Х

в

о

а

ь

ч

т

с

з

ё

у

н

!

http://aida.ucoz.ru

Бекетов Николай Николаевич Бекетов Николай Николаевич (1827-1911)-академик. Предложил и обосновал вытеснительный ряд металлов Учитывая различные восстановительные свойства металлов Н.Н. Бекетов в 1865 г. Составил вытеснительный ряд активности металлов и включил в него водород. http://aida.ucoz.ru

Бекетов Николай Николаевич

Бекетов Николай Николаевич

(1827-1911)-академик. Предложил и обосновал вытеснительный ряд металлов

Учитывая различные восстановительные свойства металлов Н.Н. Бекетов в 1865 г. Составил вытеснительный ряд активности металлов и включил в него водород.

http://aida.ucoz.ru

Электрохимический ряд напряжения металлов http://aida.ucoz.ru

Электрохимический ряд напряжения металлов

http://aida.ucoz.ru

Строение атомов металлов определяет их химические свойства. В реакциях металлы легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы (катионы), подвергаясь процессу окисления:   - nḕ = Атомы металлов выступают как восстановители. Окислителями служат атомы или ионы, принимающие электроны. Пример: Укажите окислитель и восстановитель в реакции. Объясните, почему данная реакция практически осуществима?  Fe  + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Строение атомов металлов определяет их химические свойства. В реакциях металлы легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы (катионы), подвергаясь процессу окисления:

 

- nḕ =

Атомы металлов выступают как восстановители. Окислителями служат атомы или ионы, принимающие электроны.

Пример: Укажите окислитель и восстановитель в реакции. Объясните, почему данная реакция практически осуществима?

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Работа в группах  ИНСЕРТ      Стр. 142-143 Группа №1, 4 Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ Группа №2, 5 2. Химическая сущность явлений ЭХРНМ. Группа № 3, 6 3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов?

Работа в группах ИНСЕРТ

Стр. 142-143

Группа №1, 4

  • Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ

Группа №2, 5

2. Химическая сущность явлений ЭХРНМ.

Группа № 3, 6

3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов?

Работа в группах- ИНСЕРТ Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ Вывод:  Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидратации, значит более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях. 2. Химическая сущность явлений положения металлов в ряду, определяет «стремление» их переходить в раствор в виде гидратированных ионов. Чем лучше гидратируются ионы того или иного металла (в зависимости от радиуса иона, от энергии кристаллической решетки и энергии гидратации), тем левее располагаются они в электрохимическом ряду напряжений металлов 3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов? В ывод: что одни металлы вытесняют водород из кислот, а другие нет, и это зависит от восстановительной способности металла.

Работа в группах- ИНСЕРТ

  • Активность металлов калий и литий в ПСХЭ и ЭХРНМ

Вывод:  Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидратации, значит более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях.

2. Химическая сущность явлений положения металлов в ряду, определяет «стремление» их переходить в раствор в виде гидратированных ионов. Чем лучше гидратируются ионы того или иного металла (в зависимости от радиуса иона, от энергии кристаллической решетки и энергии гидратации), тем левее располагаются они в электрохимическом ряду напряжений металлов

3. Почему водород попал в электрохимический ряд напряжений металлов? В ывод: что одни металлы вытесняют водород из кислот, а другие нет, и это зависит от восстановительной способности металла.

Внимание!!! Джигсо Команды оценивают друг друга. Продуктом вашей работы должны быть правила расположения металлов в ЭХРНМ

Внимание!!!

Джигсо

Команды оценивают друг друга. Продуктом вашей работы должны быть правила расположения металлов в ЭХРНМ

щелочь + Н2 Другие Ме (до Н2) + Н2О — оксид + Н2 (жесткие условия) Ме (после Н2) + Н2О — не реагируют CuSO 4 Cu " width="640"

Fe

Fe

Принципы расположения металлов в ЭХРНМ

1. Уменьшаются восстановительные свойства металлов

при реакциях в водных растворах в стандартных

условиях (250°С, 1 атм.);

2. Металл, стоящий левее, вытесняет металл, стоящий

правее из их солей в растворе;

3. Металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из

кислот в растворе (искл.: HNO3);

4. Ме (до Al) + Н2О — щелочь + Н2

Другие Ме (до Н2) + Н2О — оксид + Н2

(жесткие условия)

Ме (после Н2) + Н2О — не реагируют

CuSO 4

Cu

Ag Лабораторный опыт- Группа №1, 3, 5 Работа с химическими реактивами: Осуществите превращения, запишите реакции Zn + CuCl2→ Cu + HCl→ Mg + HCl→ Al + HCl→ Al+ CuCl2→ Составьте свой вытеснительный ряд металлов. Расположите их в порядке вытеснения друг друга, на основании проведенных опытов.

Ag

Лабораторный опыт- Группа №1, 3, 5

Работа с химическими реактивами:

Осуществите превращения, запишите реакции

Zn + CuCl2→

Cu + HCl→

Mg + HCl→

Al + HCl→

Al+ CuCl2→

Составьте свой вытеснительный ряд металлов. Расположите их в порядке вытеснения друг друга, на основании проведенных опытов.

Лабораторный опыт- Группа №2, 4, 6, Работа с GLX Explorer Налейте в 4 градуированные пробирки по 1 мл р-ра HCl. В первую пробирку опустите температурный датчик и держите его в растворе 20 секунд, нажмите на (V)- пуск, чтобы начать запись данных. После 20 секунд, добавьте порошок магния к раствору соляной кислоты. Записывайте данные, пока показатели на датчике не стабилизируются. Нажмите (ОК). Внесите данные в таблицу. Опыт №2,3,4 с металлами – цинк, алюминий, медь проводятся аналогично первому опыту. Алгоритм анализа результатов опыта: Рассмотрите ваши графики температуры и времени, чтобы определить активность взаимодействия данных металлов с раствором соляной кислоты и максимальные показатели температуры при данной реакции- какая реакция будет более экзотермической.

Лабораторный опыт- Группа №2, 4, 6,

Работа с GLX Explorer

Налейте в 4 градуированные пробирки по 1 мл р-ра HCl.

В первую пробирку опустите температурный датчик и держите его в растворе 20 секунд, нажмите на (V)- пуск, чтобы начать запись данных. После 20 секунд, добавьте порошок магния к раствору соляной кислоты. Записывайте данные, пока показатели на датчике не стабилизируются. Нажмите (ОК). Внесите данные в таблицу. Опыт №2,3,4 с металлами – цинк, алюминий, медь проводятся аналогично первому опыту.

Алгоритм анализа результатов опыта: Рассмотрите ваши графики температуры и времени, чтобы определить активность взаимодействия данных металлов с раствором соляной кислоты и максимальные показатели температуры при данной реакции- какая реакция будет более экзотермической.

Работа с GLX Explorer Работа с GLX. V → F4 → создать файл → F2 → V → подключить датчик температуры→ домой→ график→ V → опыт → F1 сравнить минимальный показатель и максимальный показатель опыта → записать в таблицу Ме min Mg max Al разность Zn Cu

Работа с GLX Explorer

Работа с GLX.

V → F4 → создать файл → F2 → V → подключить

датчик температуры→ домой→ график→ V → опыт → F1 сравнить минимальный показатель и максимальный показатель опыта → записать в таблицу

Ме

min

Mg

max

Al

разность

Zn

Cu

Итог работы: Составьте свой вытеснительный ряд металлов. Расположите их в порядке вытеснения, на основании собранных лабораторных данных. Защитите свою модель вытеснительного ряда металлов.

Итог работы:

Составьте свой вытеснительный ряд металлов.

Расположите их в порядке вытеснения, на

основании собранных лабораторных данных.

Защитите свою модель вытеснительного ряда

металлов.

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! ЗАЩИТА РАБОТ  Скользящие группы (один остается за столом, группа перемещается)

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!

ЗАЩИТА РАБОТ

Скользящие группы

(один остается за столом, группа перемещается)

Обсуждение полученной информации Вот вы и вернулись в свои группы, теперь у вас есть время обсудить полученную информацию и в своих оценочных листах прошу поставить оценку группам в которых вы получили информацию (оценивание проводите по пятибалльной системе оценивания)

Обсуждение полученной информации

Вот вы и вернулись в свои группы, теперь у вас есть время обсудить полученную информацию и в своих оценочных листах прошу поставить оценку группам в которых вы получили информацию (оценивание проводите по пятибалльной системе оценивания)

Закрепление Ответьте на вопросы: 1.  Как вы объясните выражение -активность металлов? 2.  Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств? 3.  В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия?

Закрепление

Ответьте на вопросы:

1. Как вы объясните выражение -активность металлов?

2. Можете ли вы сказать, почему металлы в электрохимическом ряду располагаются в порядке ослабления восстановительных свойств?

3. В электрохимическом ряду, Бекетов среди металлов, поместил неметалл – водород, как вы обоснуете его действия?

Задание №4 (3 баллов) Задача: Какова масса меди, которую можно получить из раствора, содержащего 3 моля хлорида меди (II)

Задание №4 (3 баллов)

Задача: Какова масса меди, которую можно получить из раствора, содержащего 3 моля хлорида меди (II)

Итог урока

Итог урока

Критерии оценивания 23-27 баллов- «5» 18-23 балла – «4» 12-17 баллов – «3» меньше 11 баллов – «2»

Критерии оценивания

23-27 баллов- «5»

18-23 балла – «4»

12-17 баллов – «3»

меньше 11 баллов – «2»

Домашнее задание Н.Н. Нурахметов, Химия, 9 класс, Алматы, Мектеп,2013 г § 30 стр140, задание №4,6,7 стр 143

Домашнее задание

Н.Н. Нурахметов, Химия, 9 класс, Алматы, Мектеп,2013 г

§ 30 стр140, задание №4,6,7 стр 143

Рефлексия Я достиг поставленной цели… Сегодня я понял … Теперь я могу… Я приобрел…. Меня удивило … Я попробую … Мне захотелось…

Рефлексия

Я достиг поставленной цели…

Сегодня я понял …

Теперь я могу…

Я приобрел….

Меня удивило …

Я попробую …

Мне захотелось…