СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку географии по теме "Топливная промышленность России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку географии по теме "Топливная промышленность России". Содержит иллюстратиных материал, статистические материалы, задания на умение определять основные месторождения топливных ресурсов, дополнительные материалы и видеосюжет

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Топливная промышленность 9 класс география»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10».





Схема конспекта урока

географии в 9 классе

«Топливная промышленность России.»



Учитель географии:

Пономарева

Ксения Радиковна



Ижевск

2017 год


Схема конспекта урока (занятия)

Педагог (ФИО) _ Пономарева Ксения Радиковна_

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»_

Предмет __география_ Класс 9_УМК: Учебник – В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России: население и хозяйство», М.:Дрофа, 2012 г., Атлас, М.: Дрофа, 2012.

Тема урок: Топливная промышленность России

Планируемые результаты: Предметные результаты: построение знаний о топливной промышленности, отраслях топливной промышленности, формирование умения работать с картой ТЭК, запоминание географической номенклатуры

Метапредметные результаты: развитие анализировать и оценивать информацию, делать выводы, умение работать в новой ситуации, передача и презентация информации с помощью информационных технологий.

Личностные результаты: совершенствование умений работать в парах


Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организа-ционный момент



Приветствие учащихся, озвучивает план урока, цели урока, подводит к теме урока

Готовность к уроку


Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Повторение пройденного материала в классе.

- формирования навыка работы с картой

- запоминание географической номенклатуры








- актуализация опорных знаний

Регулятивные

Коммуникативные


Умение работать с картой, повторение географической номенклатуры







Повторение материала о ТЭК, топливные ресурсы

Дает задание на карточках на определение субъекта Российской Федерации на контурной карте, вида минерального ресурса, имеющегося на данной территории, определение месторождения или бассейна минерального сырья.

Задание демонстрирует на слайде презентации. Проверяет правильность выполнения задания на карточках по слайду презентации. Оценивает результаты работы


Опрашивает учащихся по пройденной теме «Топливно-энергетический комплекс» (демонстрация вопросов на слайде).

Задает вопросы:

- Что такое ТЭК?

- Значение ТЭК?

- Какие ресурсы использует ТЭК?

- Что такое ТЭБ?

- Из каких частей состоит ТЭБ?

Работа по карточкам:

Определяют субъекты РФ по контурной карте, называют вид минерального ресурса, имеющегося на данной территории, определяют месторождение или бассейн минерального сырья. Проверяют по слайду презентации правильность выполнения задания на своих карточках.

Дают полные устные ответы на вопросы учителя

Прием работы с контурной карты «Найти неизвестное на карте»









Фронтальный опрос





Объяснение нового материала


- построение знаний о топливной промышленности, отраслях топливной промышлен-ности,

- формирование умения работать с картой ТЭК,

- запоминание географической номенклатуры

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Понятия «топливная промышленность» «нефтяная промышленность», «газовая промышленность», «нефтяная база», «НПЗ», определение значимости топливной промышленности для экономики России, материал о нефтепродуктах, определение месторождений топливных ресурсов, транспортировка ресурсов, крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, продукция из нефти газа, запоминание географической номенклатуры


1.Предлагает учащимся сформулировать понятие «Топливная промышленность». Демонстрирует понятие на слайде презентации

Вместе с учащимися определяет состав топливной промышленности




Рассказывает о значимости топливной промышленности.

Знакомит с нефтяной промышленностью. Предлагает учащимся сформулировать определение.

Рассказывает о значимости нефтяной промышленности для страны.

Фильм о технологическом процессе нефтяной промышленности: «Добыча нефти» https://www.youtube.com/watch?v=P_qezBnBrFs

Рассказывает о нефтяных базах и месторождения нефти в России. Демонстрирует информацию на слайде презентации.

Дает задание на определение по карте месторождений нефти, какие помнят из ранее пройденного материала. Демонстрирует информацию на слайде.

Рассказывает о транспортировке нефти. На слайде демонстрирует схему основных нефтепроводов России. Дает задание учащимся зарисовать схему в тетрадь.

Рассказывает об НПЗ. Дает задание записать основные НПЗ России.

Дает задание на карточках на определение на карте основных НПЗ России, формулирование вывода о причинах размещения НПЗ









Рассказывает о крупнейших нефтяных компаниях, распределение доли промышленной добычи нефти нефтяными компаниями России

Предлагает узнать интересные факты о нефти (если позволяет время).


Знакомит с газовой промышленностью. Предлагает учащимся сформулировать определение.

Рассказывает о значимости газовой промышленности для страны.

Рассказывает о технологическом процессе газовой промышленности

Дает задание на определение месторождений газа по карте. Задание на слайде: определить какому субъекту принадлежит месторождение газа


Рассказывает о транспортировке и использовании газа



Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Топливная промышленность».

Вместе с учителем определяют состав топливной промышленности и записывают тетрадь.



Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Нефтяная промышленность».


1 ученик рассказывает о нефтепродуктах.




Записывают понятие «Нефтяная база», название нефтяных месторождений в тетрадь.



Определяют месторождения нефти по карте, перечисленные на слайде.







Работают по карточкам. Приводят в соответствие название центра НПЗ и цифры на карте - Рабочая тетрадь. География. 9 класс.


Смотрят схему на слайде презентации и сравнивают со своей картой, находят основные центры, где есть НПЗ

Записывают основные НПЗ России в тетрадь

Формулируют вывод.


Записываю название нефтяных компаний







Формулируют и записывают в тетрадь понятие «Газовая промышленность».





Определяют месторождения газа по карте и слайду. Записывают в тетрадь


Записывают названия основной газопроводной системы России и основного предприятия газодобытчика

Работа с новой ситуации – формулировка определения.













Сообщение о нефтепродуктах




Работа с картой.

Прием «Привести в соответствие» название центра НПЗ и цифры на карте














Работа с картой


















Формулировка определения







Прием «Приведите в соответствие»

Закрепление учебного материала


- закрепление изученного материала – определение перспектив и проблем отраслей

Регулятивные

Коммуникативные


Перспективы и проблемы отраслей

Дает задания на закрепления

- проблемная ситуация: определить проблемы и перспективы нефтяной и газовой промышленности.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. Работают по карточкам в парах

Проблемная ситуация.

Работа в парах.

Задание на дом



Дает задание на дом

  • Параграф, прочитать

  • Знать новые термины

  • Учить административную карту России

  • Уметь показывать на карте основные месторождения нефти и газа


Записывают домашнее задание в дневник




Список литературы.

  1. http://vseonefti.ru/neft/10-faktov.htmlteploluxvolga.ru

  2. http://neftandgaz.ru

  3. http://sp-globus.ru

  4. http://samoe-samaya.ru

  5. http://100-edu.ru

  6. http://oilru.com

  7. https://www.youtube.com/watch?v=P_qezBnBrFs

  8. Учебник – В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России: население и хозяйство», М.:Дрофа, 2012 г.,

  9. Атлас, М.: Дрофа, 2012.

  10. Рабочая тетрадь. География. 9 класс.







Просмотр содержимого презентации
«топливная промышленность»

Пономарева Ксения Радиковна – учитель географии МБОУ СОШ №10 г. Ижевска.

Пономарева Ксения Радиковна –

учитель географии

МБОУ СОШ №10 г. Ижевска.

Определите субъект Российской Федерации отмеченный звездочкой. Определите вид минерального ресурса на отмеченной территории.  Назовите 1 месторождение минерального ресурса
  • Определите субъект Российской Федерации отмеченный звездочкой.
  • Определите вид минерального ресурса на отмеченной территории.
  • Назовите 1 месторождение минерального ресурса

Время 5 мин.

5. ЯНАО 9. Республика Якутия 2. Ростовская область 7. Красноярский край 4. ХМАО 10. Сахалинская область 8. Иркутская область 3. Астраханская область 6. Кемеровская область

5. ЯНАО

9. Республика Якутия

2. Ростовская область

7. Красноярский край

4. ХМАО

10. Сахалинская область

8. Иркутская область

3. Астраханская

область

6. Кемеровская область

- Что такое ТЭК? - Значение ТЭК? - Какие ресурсы использует ТЭК? - Что такое топливно-энергетический баланс? - Из каких частей состоит топливно-энергетический баланс?
  • - Что такое ТЭК?
  • - Значение ТЭК?
  • - Какие ресурсы использует ТЭК?
  • - Что такое топливно-энергетический баланс?
  • - Из каких частей состоит топливно-энергетический баланс?
- это отрасль промышленности, занимающая добычей и транспортировкой топливных ресурсов.   Включает добычу, переработку и транспортировку топливных ресурсов.

- это отрасль промышленности, занимающая добычей и транспортировкой топливных ресурсов.

Включает добычу, переработку и транспортировку топливных ресурсов.

Нефтяная Газовая Угольная Сланцевая Торфяная
  • Нефтяная
  • Газовая
  • Угольная
  • Сланцевая
  • Торфяная
- отрасль экономики, занимающаяся добычей и транспортировкой продажей природного полезного ископаемого – нефти и сопутствующих нефтепродуктов.

- отрасль экономики, занимающаяся добычей и транспортировкой продажей природного полезного ископаемого – нефти и сопутствующих нефтепродуктов.

Асфальт Парафин Деготь Сжиженный нефтяной газ Смазочные материалы Нефтяные масла
  • Асфальт
  • Парафин
  • Деготь
  • Сжиженный нефтяной газ
  • Смазочные материалы
  • Нефтяные масла
фонтанный   насосный
  • фонтанный

  • насосный
Западно- Сибирская: 2 / 3 добычи  Самотлор, Сургут  Волго- Уральская 1/4 добычи нефти Ромашкинское, Туймазинское  Добыча на шельфе СЛО и Тихий океана
  • Западно- Сибирская: 2 / 3 добычи

Самотлор, Сургут

  • Волго- Уральская 1/4 добычи нефти

Ромашкинское, Туймазинское

  • Добыча на шельфе СЛО и Тихий океана

Каспийское море

Баренцево море

Охотское море

Нефтепровод: Ангарск - Омск - Альметьевск – Западный макрорегион и страны Европы Протяженность -15 000 км

Нефтепровод: Ангарск - Омск - Альметьевск – Западный макрорегион и страны Европы

Протяженность -15 000 км

Размещение в районах потребления нефтепродуктов  80% НПЗ - в европейской части страны  Расположены в крупных городах страны (Москва, Уфа, Рязань, Ярославль, Пермь, Саратов, Кириши)
  • Размещение в районах потребления нефтепродуктов

  • 80% НПЗ - в европейской части страны

  • Расположены в крупных городах страны (Москва, Уфа, Рязань, Ярославль, Пермь, Саратов, Кириши)

Нефтяные компании: “ Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “ТНК-ВР”, “ЛУКОЙЛ” и др.

Нефтяные компании:

Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “ТНК-ВР”, “ЛУКОЙЛ” и др.

1 место в мире 160 трлн. м³ 45% мировых запасов
  • 1 место в мире
  • 160 трлн. м³
  • 45% мировых запасов
Украина Белоруссия Западная Европа Страны Балтии Турция
  • Украина
  • Белоруссия
  • Западная Европа
  • Страны Балтии
  • Турция
Западная Сибирь:  90% добычи газа  Уренгойское, Ямбургское  Оренбургско – Астраханская  6% добычи газа  Оренбургское, Астраханское  Тимано –Печорская
  • Западная Сибирь: 90% добычи газа

Уренгойское, Ямбургское

  • Оренбургско – Астраханская 6% добычи газа

Оренбургское, Астраханское

  • Тимано –Печорская 1% добычи газа

Штокмановское

САХАЛИНСКАЯ ОБЛ. АСТРАХАНСКАЯ ОБЛ. ХМАО ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ. ЯНАО

САХАЛИНСКАЯ ОБЛ.

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛ.

ХМАО

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ.

ЯНАО

ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России
  • ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России
Нефть используется людьми уже более 6000 лет. В древнем Вавилоне битум использовался при строительстве зданий и для герметизации морских судов. Гудрон впервые был использован в VIII веке в Багдаде при строительстве дорог. Во времена Византийской империи «греческий огонь» - зажигательная смесь, был грозным оружием, так как попытки потушить его водой только усиливали горение. Его точный состав утерян, но ученые предполагают, что это была смесь различных нефтепродуктов и других горючих веществ.  Слово нефть означает - «нечто исторгаемое (землею)» В русском языке слово нефть пришло из турецкого (от слова neft), которое произошло от персидского nаft -«извергнутое, исторгнутое» А вот, например, китайцы, первыми, к слову сказать, пробурившие нефтяную скважину еще в 347 году н.э., называли и до сих пор называют нефть – ши йоу, как  
  • Нефть используется людьми уже более 6000 лет. В древнем Вавилоне битум использовался при строительстве зданий и для герметизации морских судов. Гудрон впервые был использован в VIII веке в Багдаде при строительстве дорог. Во времена Византийской империи «греческий огонь» - зажигательная смесь, был грозным оружием, так как попытки потушить его водой только усиливали горение. Его точный состав утерян, но ученые предполагают, что это была смесь различных нефтепродуктов и других горючих веществ.
  • Слово нефть означает - «нечто исторгаемое (землею)»
  • В русском языке слово нефть пришло из турецкого (от слова neft), которое произошло от персидского nаft -«извергнутое, исторгнутое»
  • А вот, например, китайцы, первыми, к слову сказать, пробурившие нефтяную скважину еще в 347 году н.э., называли и до сих пор называют нефть – ши йоу, как  

английское слово petroleum означает «горное масло»

Задание: определить проблемы и перспективы развития нефтегазовой отрасли.
  • Задание: определить проблемы и перспективы развития нефтегазовой отрасли.
Нефть – невозобновимое полезное ископаемое Загрязнение окружающей среды Экспорт сырой нефти (экономически не выгодно) Недостаток современного оборудования Замена устаревшего нефтепровода Сокращение добычи нефти
  • Нефть – невозобновимое полезное ископаемое
  • Загрязнение окружающей среды
  • Экспорт сырой нефти (экономически не выгодно)
  • Недостаток современного оборудования
  • Замена устаревшего нефтепровода
  • Сокращение добычи нефти
Газ – невозобновимое полезное ископаемое Недостаток современного оборудования Замена устаревшего газопровода  Сокращение добычи газа
  • Газ – невозобновимое полезное ископаемое
  • Недостаток современного оборудования
  • Замена устаревшего газопровода
  • Сокращение добычи газа
разведка новых крупных месторождений  усовершенствование и замена устаревшего оборудования  экспорт нефтепродуктов и газа.
  • разведка новых крупных месторождений
  • усовершенствование и замена устаревшего оборудования
  • экспорт нефтепродуктов и газа.
Параграф 19, прочитать Знать новые термины Уметь показывать на карте основные месторождения нефти и газа
  • Параграф 19, прочитать
  • Знать новые термины
  • Уметь показывать на карте основные месторождения нефти и газа
http://vseonefti.ru/neft/10-faktov.htmlteploluxvolga.ru http:// neftandgaz . ru http:// sp - globus . ru http:// samoe - samaya . ru http://100-edu.ru http://oilru.com https://www.youtube.com/watch?v=P_qezBnBrFs
  • http://vseonefti.ru/neft/10-faktov.htmlteploluxvolga.ru
  • http:// neftandgaz . ru
  • http:// sp - globus . ru
  • http:// samoe - samaya . ru
  • http://100-edu.ru
  • http://oilru.com
  • https://www.youtube.com/watch?v=P_qezBnBrFs
  • Учебник – В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России: население и хозяйство», М.:Дрофа, 2012 г.,
  • Атлас, М.: Дрофа, 2012.
  • Рабочая тетрадь. География. 9 класс .