Мир наших вещей.
Натюрморт
Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни.
Изображая ее события и ее повседневное течение, художники запечатлевают лицо
своей эпохи .
В мире прекрасного.
(Юная художница)
Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.
В Древнем Египте – это были рисунки-обозначения, имеющие свой ритуальный смысл.
Фрагмент настенной росписи.
Древний Египет.
В Древней Греции, Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен домов, которые покрывали росписями и мозаикой, достигая большой достоверности в изображении.
Караваджо . Ваза с фруктами. Италия. XVI в.
Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Перрассием, когда пытался отдернуть нарисованную тем занавеску.
В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в западноевропейском искусстве только в конце XVI – начале XVII в.
Натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует.
Натюрморт с золотым кубком
В.- К.Хеда.
XVII в.
Поль
Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Франция. XIX в.
Хотя натюрморт – неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности.
Ф.П.Толстой.
Букет цветов и бабочка.
Россия. XIX в.
А.Ван Бейерен. Натюрморт с омарами. Голландия.XVII в.
Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь».
Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.
Натюрморт с атрибутами искусств Ж.Б.Шарден. XVIII в.
Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте создают свою среду, как бы перенося в свое измерение, они рассказывают об обществе, о человеке, о его образе жизни.
Натюрморт «Скрипка» рассказывает нам о бедном, одиноком скрипаче, живущем в большом городе.
Скрипка. К.С.Петров-Водкин. Россия. XX в.
Б.М.Неменский
Память
смоленской
земли.
Россия. XX в.
Картина Б.М.Неменского «Память смоленской земли» это натюрморт – памятник. Она повествует о том, сколько горя принесла людям Великая Отечественная война. Это и страшные годы разрухи и голода, о чем символизирует треснутый чугунок,
а простреленная каска напоминает о миллионах погибших в годы войны.
Всякий натюрморт строго организован художником, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ.
Картина В.Ф.Стожарова тоже памятник. Она о красоте уходящего крестьянского быта. Ее изобразительный язык мягче, но тоже подчеркивает значимость каждого предмета.
В.Ф.Стожаров. Лен . Россия. XX в.
Не только сочетание простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства, но также и цвет, который является мощнейшим инструментом воздействия.
Андре Матисс .
Красные рыбки.
Франция. XIX в .
Картины Андре Матисса – это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической. Художник писал, что большое влияние на него оказали впечатление от восточного и древнерусского искусства.
А.Матисс.
Красная комната.
Франция. XIX в.
В картине Р.Р.Фалька красное выглядит драматичным. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора .
Р.Р.фальк. Красная мебель.
Россия. XX в.
Цвет не только передает реальную окраску, но так же передает настроение – печальное или радостное, вносит драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.
И.П.Обросов.
Осень. Гроза над полем.
Россия. XX в.
К.С.Петров-Водкин.
Утренний натюрморт.
Россия. XXв.