СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование химия 9 классс И.И. Новошинский

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по химии в 9 классе автора И.И.Новошинского.

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование химия 9 классс И.И. Новошинский»

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятельности

Вид

контроля

Дата проведения


Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 ч.)

1

Важнейшие классы неор ганических соединений. Реакция ион ного обмена


Углубления в тему.

Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических со­единений в свете представлений об электролити­ческой диссоциации, реакциях ионного обмена.

Знать классификацию, состав, названия, способы получения и химические свойст ва неоргани­ческих соединений. Определ ения кислот, ос­новании и солей в свете представлений об электролитической ди ссоциации. Условия про­текания реакций ионного обмена. Правила со­ставления по лного и сокращенного ионно-молекуляр ных уравнений реакции.

Лекция

Дискуссия.




2

Пр № 1 Реше ние эксперим ентальных за дач по темам «Важнейшие классы неор ганических соединений» и «Реакции ионного обмена»

Углубления в тему.

Закрепить знания о правилах безопасно сти при работе с растворами кислот и щелочей. На­учить составлять план рас познавания веществ, выбирать рациона льный ход реше ния задачи,подбирать необходимые реактивы и оборудо­вание, самостоятельно проводить химический эксперимент.

Составлять план распознавания веществ, выбирать рациональный ход решения задачи, подбирать необхо димые реактивы и оборудо­вание, самостоятель но проводить химический эксперимент.

Практи ка


Индивидуальный

Груп повой



Ι. Окислительно- восстановительные реакции. (4ч.)

3

Понятие об окислительно-восстанови тельных реакциях

Введения в тему

Повторить определение степени окисле ния атома в соединении. Сформировать понятие об окислительно-восстановите льных реакци­ях, процессах окисления и восстановления, окислителе и восстано вителе. Показать роль окислительно-вос становительных реакций в природе, жиз недеятельности организма, про­изводст венных процессах.

Определять степени окисления атома в со­единении.Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Процессы окисления и восстановле­ния, окислитель и восстановитель. Практиче­скую значим ость окислительно-восстановительных процессов.


Лекция





4

Окислители u восстановители. Окислнте льио- восстан овительная двойственность

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания учащихся о веще ствах, которые в окислительно-восста новительных реакциях могут выступать в качестве окисли­теля, восстановителя или проявлять окисли­тельно-восстанов ительную двойственность. Рассмотреть изменение окислительно-восста­новите льных свойств атомов элементов в пери­ одах и главных подгруппах.

Влияние степени окисления атомов в соедине­ниях (минимальная, промежуто чная, макси­мальная) на их окислительно -восстановитель­ные свойства. Измене ние окислительно-восстановптельных свойств атомов элементов в периодах, и главных подгруппах.

Дискуссия.

Фронтальный



5

Составление уравнений ок ислительновосстановптельных реакций

Усвоения новых знаний.

Обучить учащихся составлению уравнений окислительно-восстановите льных реакций ме­тодом электронного баланса.

Алгоритм составления уравнений окислитель­но-восстановительных реакций методом элек­тронного баланса.


Лекция.

Дискуссия.


Фронтальный




6

Упражнения в составлен ии уравнений окислительноосстановительных реакций

Усвоения новых знаний.

Отрабатывать умения учащихся анализ ировать окислительно- восстановитель ный процесс, определять окислитель и восстановитель, рас­ставлять коэффициенты в уравнениях окисли­тельно-восстановительный реакций.



ΙΙ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (4ч.)

7

Периодический закон

Усвоения новых знаний.

Рассмотреть первые попытки классифи кации химических элементов. Выделить среди хими­ческих элементов группы со сходными свой­ствами (элементы,агомы которых образуют простые вещества — щелочные ме­таллы и галогены). Ознакомить с работами Д. И. Менделе ева по классификации элемен­тов. Сфор мировать знания учащих­ся о периодиче ском законе и Периодической системе химических элементов в свете теории строения атома.

Первые попытки классификации химиче ских элементов Открытие периодическ ого закона. Периодическая система хими ческих элементов Д.И.Менделеева. Совр еменная формулировка периодического закона. Периодическое измене­ние свойс тв атомов, простых и сложных веществ (оксиды, гидроксиды). Причины период ичности свойств атомов элементов и их соединений.


Лекция

Дискуссия.


Индивидуальный



8

Характеристика химическо го элемента и его соединен ий на основе положения в Периодической системе и строения атома

Усвоения новых знаний.

Закрепить и развить умения учащихся харак­теризовать элемент и его соединения на осно­ве положения в Периодической системе и cтpoения атома.

Характеризовать химический элемент; по­ложение элемента в Периодической системе; строение атома; свойства атом ов элемента (ме­таллические или неме таллические).Сравнить элементы и их соединения.


Лекция.


Груп повой



9

Значение пе риодического закона

Усвоения новых знаний.

Показать значение периодического зако на для развития науки и техники, созда ния науч­ной картины мира. Отметить научный подвиг Д.И. Менделеева.

Периодический закон и Периодическую систе­му химических элементов Д. И. Ме нделеева. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Лекция.





10

Контрольная работа №1.

Контроля


Проверить знания учащихся по пройденному материалу.

Составлять уравнения окислительно-восстано­вительных реакций, характери зовать химиче­ский элемент и его соеди нения по по­ложению в Периодической системе.

Тестирование

Индивидуальный



ΙΙΙ. Водород и его важнейшие соединения. (7ч.)

11

Водород, его общая характ еристика, нах ождение в природе и получение

Введения в тему.

Рассмотреть положение водорода в Пери оди­ческой системе элементов, дать пред ставление об изотопах водорода и его ок ислительно-восстановительной двойстве нности.Ознакомить учащихся с нахожде нием водорода в природе и способами получения.

Знать водород как химический элемент. Изотопы водорода. Положение водорода в Периодической системе элементов. На хождение в природе.Водород - простое вещество. Получение во­дорода взаимоде йствием металлов с кислота­ми (лаборато рн ый способ), электролизом вод­ных рас творов и переработкой природного газа (промышленные способы).

Лекция.





12

Свойства и применение водорода

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания учащихся о физи ческих и химических (восстановительн ых) свойствах водорода. Ознакомить уч ащихся с мерами пре­досторожности при работе с водородом. Дать понятие о гре мучем газе. Отрабатывать навыки соста вления уравнении окислительно-восстан овительных реакций.

Физические и химические свойства водо рода: взаимодействие с неметал­лами и оксидами металлов. Меры предосторож­ности при работе с водородом. Гремучий газ. Водород- экологически чистое топли во. При­менение водорода.


Беседа.

Фронтальный



13

Молярный объем газов. Относительная плотность газов

Усвоения новых знаний.

Сформировать звания учащихся о норм альных условиях, молярном объеме газа, относитель­ной плотности газов. Выработать умения рас­считывать объем газа при н. у., молярную массу газа по его плотности при н. у. и по его относи­тельной плотности по другому газу.

Молярный объем га­за. Относительную плотность газов. Делать расчёты с испо льзованием физических величин «мо­лярный объем газа»и «относительная плот­ность газа».

Лекция.


Индивидуальный



14

Вычисления по уравнениям химических реакций с исп ользованием физической величины «молярный объём газа».

Усвоения новых знаний.

Повторить алгоритм решения расчетных за­дач по уравнениям химических реакций. Вы­работать умения учащихся производить рас­четы по уравнениям химических реакций с участием газов.

Вычисление по уравнениям химических реак­ций объемов газов по известной массе или ко­личеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате ре­акции веществ.

Беседа

Практи ка


Индивидуальный



15

Оксид водорода — вода


Усвоения новых знаний.

Рассмотреть нахождение воды в природе. Ознакомить со способами получения чистой воды и проблемой сохранения водных ресурсов. Повто­рить, систематизировать и углубить знания уча­щихся о составе, физических и химических (окис­лительно-восстановитель ных) свойствах воды. Сформировать умения предсказывать окислительно-восстановитель ные свойства вещества, опираясь на его сстав.

Взаимодействие воды с основными и ки слот­ными оксидами, солями (образован ие кристал­логидратов), активными мета ллами.Вода в природе. Охрану водных ресурсов. Состав и строение молекулы воды. Физические свойства воды. Химич еские свойства.


Беседа

Практика


Фронтальный



16

Итоговый урок. Систе матизация и обобщение изученного материала

Усвоения новых знаний.

Отработать и закрепить умения учащихся:

определять уравнение окислительно-восста­новительной реакции среди приведенных;

указывать вещество — окислитель, восста­новитель, проявляющее окислительно-восстановитель ную двойственность, процессы окис­ления и восстановления;

  • характеризовать изменение окислительно- восстановительных свойств атомов элементов и кисло тно-основных свойств оксидов и гид­роксидов в малых периодах и главных под­группах;

  • составлять уравнения окислительно-вос­становительных реакций, схемы электронно­го баланса;

характеризовать химический элемент и его соединения на основе положения в Периоди­ческой системе и строения атома;

записывать уравнения реакций, отражаю­щие способы получения водорода, химиче­ские свойства водо рода и воды;

проводить расчеты с использованием физи­ческих.величин «молярный объем газов», «от­носительная плотность газов» и по уравнениям химических реакций с участием газов.

Работа в парах

Груп повой



17

Контрольная работа № 2

Контроля


Проверить знания учащихся по пройденному материалу.

Составлять уравнения окислительно-восстано­вительных реакций. Расчеты с использованием физических величин «мо­лярный объем газа»и «относительная плот­ность газа».

Тестирование

Инд ивидуальный



ΙV. Галогены. 5ч.

18

Общая характ еристика галогенов

Введения в тему.

Сформировать умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на осно­ве их положения в Периодической системе


Составить электронные схемы атомов , указывать число вален­тных электронов, макси мальную и минималь­ную степени окис ления.


Записывать общую формулу летучих водородных соединений,общие формулы высших оксидов и гидроксидов, указыва ть характер их свойств.

Работа в парах

Груп повой



19

Хлор.

Усвоения новых знаний.

Рассмотреть положение хлора в Периодиче­ской системе элементов. Ознакомить учащих­ся с нахождением хлора в природе и способа­ми его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарак­теризовать области применения хлора и отме­тить его токсичность.

Хлор как химический элемент. Нахожд ение в природе. Хлор -простое вещество. Получение хлора в лаборатории и промы ш­ленности. Физические и химические свойства хлора: взаимодействие с метал лами и водородом, бромидами и иодида ми, реакцию с водой.


Беседа.


Индивидуальный



20

Хлороводор од и соляная кислота


Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся со способами получе­ния и физическими свойствами хлороводоро- да и его водного раствора — соляной кисло­ты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, оха­рактеризовать области ее применения. Совер­шенствовать умения предсказывать окисли- тепьно-восстановитсльные свойства вещества, опираясь на его состав. Сформировать умение распознавать хлорид-ион

Свойства соляной кислоты, действие на индикаторы, взаимодействие с основны ми и амфотерными оксидами и гидрокси дами, солями более слабых кислот.Хими ческие (окис­лительно-восстановитель ные) свойства.Взаимо­действие с металла ми, расположенными в ря­ду активности до водорода, и с окислителями. Качестве нную реакция на хлорид-ион. Приме­не ние соляной кислоты.


Дискуссия.

Фронтальный



21

Фтор. Бром. Иод

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с действием на организм фтора, брома, иода и их соединений. Сформи­ровать умения распознавать иод, бромид-, ио~ дид-ноиы в растворах. Охарактеризовать об­ласти применения этих галогенов.

Свойства фтора, брома, иода в сравне нии со свойствами хлора. Качественные реакции на иод, бромид- и иодид-ионы. Применение фтора, брома, иода.



Лекция.


Груп повой



22

Практическая работа №2. Галогены

Усвоения новых знаний.

На примере соляной кислоты исследова ть общие свойства кислот. Опытным пу тем распо­знать соляную кислоту и ее со ли, бромид и ио­дид-ионы. Совершенст вовать умения учащихся обращаться с веществами, соблюдать правила безопас ности, описывать результаты наблюде­нии, делать выводы и оформлять отчет.

Распознавание иода.

Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.

Практика

Индивидуальный



V. Скорость химических реакций их классификация. (2ч.)

23

Понятие о скорости химических реакций

Введения в тему.

Ознакомить учащихся с понятием скорости химической реакции. Охарактеризовать гомо­генные и гетерогенные реакции, факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Понятие о скорости химических реакций Реакции гомогенные и гетерогенные. Зав исимость ско­рости реакции от природы реагирующих ве­ществ и их концентрац ии, температуры и катализатора.

Беседа


Фронтальный



24

Классификация химических реакций

Усвоения новых знаний.

Расширить представления учащихся о многооб­разии химических реакций. Сфо рмировать по­нятие об обратимых и необ ратимых реакциях. Систематизировать, обобщить и углубить зна­ния о классифи кации химических реакций. Вы­работать умение характеризовать химические реа кции, используя различные признаки.

Обратимые и необратимые реакции. Класси­фикация химических реакций по различным признакам.

Лекция.


Индивидуальный



VΙ. Подгруппа кислорода. (8ч.)

25

Кислород

Введения в тему.

Рассмотреть положение кислорода в Периоди­ ческой системе элементов. Ознакомить уча­щи хся с нахождением кислорода в природе, способами получения и физическими свой­ствами. Сформировать знания о его химиче­ских свойствах, дать понятие о реакциях го­рения. Охарактеризовать области применения кислорода и его роль в природе. Отметить, что атом кислорода не может быть шестивалентным и не проявляет степень окисления +6.

Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Нахождение в прир оде. Получение кис­лорода в лаборатории и промышленности. Фи­зические и химич еские (окислительные) свой­ства кислоро да: взаимодействие с металлами и неме таллам. Реакции горения. Роль кисло­рода в природе и его применение.


Беседа




26

Озон. Аллотропия

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие об аллотропии и алло­тропных видоизменениях. Объясни ть,поче­му число простых веществ прево сходит число химических элементов. физические и химические свойства озо на, отметить действие озона на органи зм. Охарактеризовать значение озона

для жизни на Земле и его применение.

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон: состав молекулы, получение, физические и хи­мические (окислитель ные) свойства, применение. Токсичность озона. Озоновый «щит» Земли.

.Работа в парах

Груп повой



27

Сера

Усвоения новых знаний.

Рассмотреть положение серы в Периодической системе элементов. Ознакомить учащихся с на­хождением серы в природе, получением, физи­ческими свойствами и аллотропными модифи­кациями, Сформировать знания

о химических свойствах серы и отметить ее окислитель но- восстановительную двойственность. Охарак­теризовать области применения серы.

Сера: положение в Периодической систе ме, строение атома, электроотрицатель ность, максимальная п минимальная степени окисления. Нахожде­ние в приро де. Сера-простое вещество, ее аллотроп ные модификации. Молекула серы. Полу чение и физические свойства серы. Хи­ми ческие свойства: взаимодействие с метал лами, водородом и кислородом При­мене ние серы

Лекция.

Беседа.

Фронтальный



28

Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с получением, фи зически­ми и химическими свойствами сероводорода и его водного раствора-се роводородной кисло­ты;отметить восста новительные свойства этих соединений. Обратить внимание на токсичность серо водорода. Ознакомить с получением, фи зи­чес кими и химическими свойствами оксида серы(I V) и сернистой кислоты; отметить окислительно-во сстановитель ную двойственность этих соедине ний. Обра­тить внимание на токсичность оксида серы(Ι V). Сформировать умение распознавать сульфид- и сульфит-ионы в растворе.

Нахождение в природе, получе­ние, физи ческие и химические свойства, примене ние, действие на организм сероводорода. Сероводородная кислота, ее кислот­ные и восстановительные свойства, соли, ка­че ственная реакция на сульфид-ион. Оксид серы(ΙV) и сернистая кислота:получе­ние, физические и химические свойства (кис­лотные и окислительно-восстановитель ная двойственность). Качественная реак ция на сульфит-ион. Применение серни стого газа и его действие на организм.


Беседа.


Груп повой



29

Оксид cepы(VI). Серная кислота

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с физическими свой­ст вами оксида с еры (VI) и серной кисло­ты; Сис тематизировать и углубить знания о химичес ких (кислотных и окислительных) свойствах этих соединений, отметить раз­личие свойств разбавленной и концентри­рованной серной кислоты, охарактеризовать области ее применения. Сформировать зна­ния о правилах разбавления концентриро­ванной серной кислоты водой и умение рас­познавать сульфат-ион.

Кислотные свойства оксида cepы(VI).Сво й­ства раствора серной кислоты:действие на индикаторы, взаимодействие с основ ными и амфотерными оксидами и гидро ксидами, солями других кислот.Физиче ские, химические свойства окси­да серы (VI) и серной кислоты. Взаимодей­ствие с металлами, расположенными в ряду акти вности до водорода и после водорода (ме дь). Правила смешивания концен­трирова нной серной кислоты с водой. Качествен ная реакция на сульфат­-ион.Применение серной кислоты.

Беседа.

Работа в парах

Груп повой



30

Практическая работа №3. Решение экспе риментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Усвоения новых знаний.

Совершенствовать экспериментальные навыки, умение решать качественные задачи опытным путем, объяснять химические реакции в свете представлений об электролитической диссоциации, записывать сокра щенные ионно-молекулярные уравнения.

Практика

Беседа.

Груп повой



31

Итоговый ур ок по темам: «Га логены», «Ск орость химич еских реакц ий и их клас сифи кация», «Подгруппа кислорода»

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся об элементах данных подгрупп и их со­единениях. Отработать и закрепить умения учащихся:давать общую характе ристику элементов подгруппы и описывать химический элемент и его соединения по положению в Периодиче­ской системе;записывать уравнения реакций, отражаю ­щие:а)способы получения хлора, хлороводорода, кислорода, озона, оксида серы (IV), серной кислоты;б)химические свойства этих веществ;распознавать кислород и озон, растворы кислот, щелочей, сульфид-, сульфит-, сульфат-, хлорид-, бромид-, иодид-иомы;характеризовать химические реакции, ис­пользуя различные призна ки;указывать области применения изученных веществ;решать расчетные задачи по материалу изу­ченных тем.

Тестирование

Беседа

Тест

Груп повой



32

Контрольная работа №3

Контроля


Проверить знания учащихся по пройденному материалу.

Расчеты с использованием физических величин «мо­лярный объем газа»и «относительная плот­ность газа». Качественная реакция на сульфат­-ион

Тестирование

Индивидуальный



VΙΙ. Подгруппа азота. (8ч.)

33

Азот

Введения в тему.

Рассмотреть положение азота в Периодиче­с кой системе элементов, ознакомить с нахож­де нием азота в природе и способами его полу­че ния. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Объяснить причину химической инертности азота. Охарактеризо­вать области применения азота.

Азот как химический элемент; положе ние в Пе­риодической системе, строение атома, электроотрицательностъ, минима льная и максималь­ная степени окисле ния. Нахождение в природе. Азот-прост ое вещество. По­лучение азота в лабора тории и промышленно­сти. Физические и химиче ские свойства азота: взаимодейст вие с металлами, водородом, кислородом

Лекция.

Беседа.

Фронтальный



34

Аммиак. Соли аммония


Усвоения новых знаний.

Рассмотреть состав и строение молекулы ам­миака, ознакомить с получением, при менени­ем, физическими и химическими свойствами аммиака и солей аммония. Отметить основные и восстановитель ные свойства аммиака.Обратить вни­ма ние на токсичность аммиака. Сформиро вать умение распознавать соли аммония

Аммиак:строение молекулы, получе­ние, физические и химические свойства. Вза имодействие с водой и кис­лотами. Горе ние. Действие аммиака на организм. Со ли аммония. Сравнение солей аммония с солями щелочных металлов. Качествен ная реакция на соли аммония. При­мене ние аммиака и солей аммония.

Лекция.

Беседа


Индивидуальный



35

Практическая работа №4. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония

Усвоения новых знаний.

Научить учащихся собирать прибор для по­лу чения газа легче воздуха (аммиака). Совер­шен ствовать навыки выполнения химических опытов, характеризующих свойства аммиака и солей аммония, распознавания нона аммония в растворах его солей.

Правила техники безопасности при работе в кабиете химии и выполнении практических работ.

Практика

Индивидуальный



36

Оксиды азота

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с оксидами азота, ука­за ть характер свойств оксидов (несо леобразую щие, кислотные). Сформировать умение объяснять причи ну выпадения кислотных дож­дей. Отме тить токсичность оксидов азота(II) и(IV).

Оксиды азота, характер их свойств. Полу че­ние оксидов азота(II) и (IV) в лаборато рии и промышленности. Взаимодействие оксида aзотa (IV) с водой и щелочами.Об разование кислотных дождей. Действие оксидов азота(II) и (IV) на организм.

Беседа.




37

Азотная кислота

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с физическими свойст­вами азотной кислоты и правила ми безопаснос­ти при работе с ней. Сист ематизировать и углу­бить знания о хим ических свойствах азотной кислоты, рас смотреть особенности ее взаимо­действ ия с металлами. Сопоставить азотную и серную кислоты (прочность молекул, действие на металлы). Охарактеризовать области приме­нения азотной кислоты и ее солей.


Кислотные свойства раствора азотной кислоты: действие на индикаторы, взаим одействие с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями слаб ых кислот.Физические свойства азотной кислоты. Окис­лительные свойства азот ной кислоты: взаимодействие с металла ми, стоящими в ряду активности после водорода. Дей­ствие азотной кислоты на организм. Примене­ние азотной кислоты и ее солен.

Дискуссия

Груп повой



38

Фосфор и его соединения


Контроля

Введения в тему.

Рассмотреть положение фосфора в Пери одичес кой системе элементов. Ознаком ить учащихся с нахождением фосфора в природе, физически­ми свойствами и ал лотропными модификациями, химическ ими свойствами, отметить окислительно -восстановительную двойственность фо сфора. Систематизировать и обоб­щить зна ния о химических свойствах оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Сфор­мировать умение распознавать фо сфат-ион. Охарактери зовать области применения фос­фора и его соединений.


Фосфор:положение в Периодической сис теме, строение атома, электроотрицатель ность. Природные соеди­нения фосфора. Фосфор - простое вещество,аллотропные модификации (белый, крас­ный, че рный фосфор). Белый фос­фор, его физические свойства. Токсичность. Химические свой ства: взаимодействие с металлами и кисл ородом. Получение, физические и химич еские свойст­ва оксида фосфора (V) и орт офосфорной кис­лоты. Свойства солей ортофосфорной кислоты. Качественная реакция на фосфат-ион. Приме­нение фос фора и его соединений.

Беседа

Груп повой



39

Круговорот азота и фосфора в природе

Усвоения новых знаний.

Сформировать понимание значения азота и фосфора для растений, ознакомить с азотны­ми и фосфорными удобрениями.

Источники пополнения почвы азотом и фосфо­ром. Процессы, приводящие к уда лению азо­та и фосфора из почвы. Азот ные и фосфорные удобрения.

Беседа.

Лекция




40

Контрольная работа №4

Контроля


Обобщить, систематизировать и проверить зна­ ния учащихся о важнейших свойствах азота, фосфора и их соединений.


Тестирование

Ин дивидуальный



VΙΙΙ. Подгруппа углерода (6ч.)

41

Углерод

Введения в тему.

Рассмотреть положение углерода в Периодиче­ ской системе элементов. Ознакомить учащихся с нахождением углерода в природе, его алло тропными модификациями. Дать понятие об ад сорбции. Сформировать знания о химических свойствах углерода. Охарактеризовать области применения алмаза, графита и угля. Сформировать понимание связи между строением веще­ства, его свойствами и применением.

Углерод: положение в Периоди ческой системе, строение атома,степени окисле ния. Нахож дение уг­лерода в природе. Углерод- простое вещество. Аллотроп ные модификации (алмаз, графит).Харак теристика стро­ения и свойств алмаза и графита. Применение алмаза, графита и угля. Адсорбционные свойства активиро ванного угля. Химические свойс­тва угле рода: горение и восстановление металлов из иx оксидов, взаимодействие с ме­таллами и водородом.

.Работа в парах

Груп повой



42

Кислородные соединения углерода

Усвоения новых знаний.

Систематизировать и расширить знания уча­щи хся о свойствах оксидов углерода, угольной ки слоты и ее солей. Рассмотр еть получение и сво йства оксидов угле рода(II) и (IV). Обратить внимание на то ксичность и восстановитель­ные свойства оксида углерода(II), окислитель­ные сво йства. оксида углерода (IV), взаимные пре кращения гидрокарбонатов и карбо на­тов. Сфо рмировать умения распозна вать ок­сид углерода(IV) и карбонаты. Охарактеризо­вать области применения оксидов углерода и солей уголь ной кислоты.

Оксиды углерода(II) и (IV), получение и фи­зические свойства. Физиологическое дей­ствие и восстановительные свойства оксида углерода(II). Оксид углерода(IV) как кислот­ный оксид и как окислитель. Свойства уголь­ной кислоты и ее солей. Качественные реакции на оксид углерода(IV) карбонаты и гидрокарбонаты. Применение оксидов углерода и солей угольной кислоты.

Работа в парах

Груп повой



43

Практическая работа №5. Получение ок сида углерода (IV)иизучение его свойств. Свойства карбонатов

Усвоения новых знаний.

Совершенствовать умения учащихся со бирать прибор для получения газов и по льзоваться им Научить собирать оксид yглерода (IV) вытесне ­нием воздуха и по дтверждать, что co6paн именно этот газ. Закрепить навыки выполнения химичес ких опытов, характеризующих свойства оксида углерода(IV) и карбонатов.

Правила техники безопасности при работе в кабиете химии и выполнении практических работ.

Практика

Груп повой



44

Кремний и его соединения

Усвоения новых знаний.

Рассмотреть положен не кремния в Периодиче­ ской системе элементов. Ознакомить учащих ся с нахождением кремния в природе, получени­ем, физическими и химическими свойствами, отметить окислительно-восстановитель ную двойственность кремния. Повторить, система­тизировать и расширить знания о свойствах оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Охарактеризовать области применения крем­ния и его соединений.

Кремний: положение в Периодической системе, строение атома, электроотрица тельность максимальная и мини­мальная степени окислении. Нахож дение в прир оде. Получение, физические и химическ ие свойства: взаимодейст вие с неметал лами, оксида­ми некоторых металлов и металлами.Физические и химические св ойства оксида кремния (IV) и кремниев ой кислоты. Сравни­тельная характерис тика оксидов кремния (IV) и углерода (IV). Применение кремния и его соедине ний. Силикат­ная промышлен ностиь .

Беседа.


Фронтальный



45

Итоговый ур ок. по темам «Подгруппа азота» и «Под группа угле рода»

Усвоения новых знаний.

Обобщить и систематизировать знания об эле­ментах данных подгрупп в их сое динениях. От­работать и закрепить уме ния учащихся:характеризовать химичес кий элемент и его соединения по полож ению в Периодической системе;записы вать уравнения реакций, распознавать оксиды азота(II) и (IV), аммиак, оксид углерода(I V), фосфат-ион, карбонаты;

указывать области применения изучен ных веществ;решать расчетные задачи но материалу тем.


Беседа.


Груп повой



46

Контрольная работа №5

Обобщения

Обобщить, систематизировать и проверить зна­ ния учащихся


Тестирование

Индивидуальный



ІX. Металлы и их соединения. (11 ч.)

47

Общая характерис тика металлов. Получение и физические свойства металлов

Введения в тему.

Рассмотреть положение элементов, обра зую­щих простые вещества - металлы, в Пери­оди ческой системе и отметить осо бенности строе ния их атомов. Ознаком ить с нахож­дением металлов в природе, способами по­лучения и физическими свойствами. Сфор­мировать понятия о ме таллической связи и металлической крис таллической решетке. Выработать уме ние объяснять причину об­щих свойств металлов.

Положение элементов, образующих прос тые вещества - металлы, в Периодичес кой систе­ме, особенности строения их атомов. Радиусы атомов металлов, элект роотрица тельность, степени окисления. Нахождение в природе. Металлы - прос тые вещества. Способы по­лучения: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Металличес кая связь и металлическая крис­талличес кая решетка. Характерные физиче­ские свойства металлов.

Беседа.





48

Химические свойства металлов

Усвоения новых знаний.

Обобщить и систематизировать знания уча­щихся о химических свойствах металлов. Вы­работать умения сопоставлять различные ме­таллы по химической активности.

Химические (восстановительные) свойства ме­таллов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, раст ворами солей.


Беседа.

Лекция.


Груп повой



49

Алюминий и его соединения


Усвоения новых знаний.

Рассмотреть положение алюминия в Перио­дической системе элементов. Ознакомить уча­щихся с нахождением алюминия в природе, получением, физическими и химическими (вос­становительными) свойствами, сформировать понятие «пассивация поверхности». Отметить практическую значимость алюминия и его со­единений.


Алюминий как химический элемент: пол оже­ние в Периодической системе, строе ние ато­ма, электроотрицательность. Нах ождение в природе. Алюминий — прос тое вещество, по­лучение, физические и химические свойства: взаимодействие с кислородом и другими неме­таллами, окс идами металлов, водой, раствора­ми кисл от и щелочей.Амфотерностъ оксида и ги дроксида алюминия. Качественная реак ция на ион Al 3+. Применение алюминия, его сплавов и соеди­нений.

Беседа.

Лекция.


Фронтальный



50

Магний и кальций

Усвоения новых знаний.

Ознакомить с нахождением магния и ка льция в природе, получением, физическ ими и химичес­кими свойствами. Озна­ко мить с тривиальными названиями веще ств:«жженная магнезия», «гашеная,нега шеная из­весть», «известковый раствор», «известковое молоко», «известковая во да». Сформи ровать умение распознавать ион кальция в рас творе.Отметать биоло гическую роль соединений маг­ния, кальция.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Магнии и кальций: нахож­дение в природе, получение, физические и хими­ческие свойства. Соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль соединений маг­ния и кальция.

Беседа.

Лекция.


Индивидуальный



51

Жесткость воды и её устранение

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания учащихся о карбонат­ной и некарбонатной жесткости воды и спосо­бах ее устранения. Отметить физиологическое действие жесткой воды и ущерб, наносимый ею экономике.

Карбонатная (временная) и некарбонатная (по­стоянная) жесткость воды. Ущерб, наносимый жесткой водой экономике. Способы устране­ния жесткости воды. Превращения карбона­тов в природе.

Беседа.

Груп повой



52

Щелочные металлы

Усвоения новых знаний.

Закрепить умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на ос­нове их положения в Периодической системе. Ознакомить с нахождением щелочных метал­лов в природе, получением и свойствами. Ука­зать биологическую роль и применение соеди­нений натрия и кальция.

Общая характеристика элементов глав ной подгруппы I группы. Щелочные ме таллы: нахождение в природе, получе ние, физи­ческие и химические свойства простых ве­ществ и важнейших соедине ний: оксидов, гидроксидов, солей. Распо знавание ионов щелочных металлов по окрашиванию пла­мени. Биологическая роль и применение соедине­ний натрия и калия. Калийные удобрения.

Беседа.

Лекция.


Индивидуальный



53

Железо

Усвоения новых знаний.

Рассмотреть положение железа в Перио диче­ской системе элементов, отметить особенно­сти строения атома железа, сте пени окисления. Ознакомить учащихся с нахождением железа в природе, полу чением, физическими и химиче­скими свойствами. Обратить внимание на про­явление железом различных степеней окисле­ния (+2 или +3) в зависимости от активности неметалла, на образование двойного оксида железа (III, II) при взаимодействии с кислородом и водой.

Железо как химический элемент: положение в Периодической системе, особенности строения электронной оболочки атома, степени окисле­ния. Нахождение в природе. Железо — простое вещество, получение, физические и химиче­ские свойства: взаимодействие с кислородом и другими неметаллами, водой, растворами кис­лот и солей.

.Дискус

сия.

Груп повой



54

Соединения и сплавы железа

Усвоения новых знаний.

Сформировать знания о получении и свой­ствах соединений железа (II) и (III) - окси­дов, гидроксидов, солей. Сформировать уме­ние рас познавать ионы железа. Ознакомить со сплава ми железа, отметить признак раз­личия чугуна и стали, дать понятие о леги­ровании стали. Охарактеризовать биологиче­скую роль и при менение железа, его сплавов и соединений.

Сформировать знания о получении и свой­ствах соединений железа (II) и (III) — окси­дов, гидроксидов, солей. Сформировать уме­ние распознавать ионы железа. Ознакомить со сплавами железа, отметить признак раз­личия чугуна и стали, дать понятие о леги­ровании стали. Охарактеризовать биологиче­скую роль и применение железа, его сплавов и соединений.

Беседа.

Лекция.


Индивидуальный



55

Практическая работа №6. Решение эксп ериментальных задач по теме «Метал лы и их соеди нения»

Усвоения новых знаний.

Развивать умения учащихся распознавать ве­щества и исследовать их свойства, описывать результаты наблюдений и делать выводы.


Правила техники безопасности при работе в кабиете химии и выполнении практических работ.

Практика


Груп повой



56

Систематизация и обобщение знаний по теме «Металлы и их соединения»


Усвоения новых знаний.

Обобщить и систематизировать знания о хими­ческих свойствах и способах полу чения метал­лов и иx соединений; отра ботать и закрепить умения учащихся:да вать общую характеристику элементов подгруппы и описывать химический эле мент и его соединения по положе нию в Периоди­ческой системе;Записы вать ура внения реакций, отражаю­щие способы получения, химические свой­ства метал лов и их соединений;распознавать ионы натрия, калия, кальция, железа, вид жест кости воды;указывать биологическую роль и области применения изученных металлов и их соеди­нений;

решать расчетные задачи по материалу темы.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы: нахождение в природе, получение, физи­ческие и химические свойства простых ве­ществ и важнейших соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Распознавание ионов щелочных металлов по окрашиванию пла­мени.

Беседа.

Лекция.





57

Контрольная работа № 6

Усвоения новых знаний.

Тестирование

Индивидуальный




X. Органические соединения. (11ч.)

58

Первоначаль

ные представ ления oб орга нических веществах

Введения в тему.

Сформировать представления учащихся о со­ставе органических веществ, отмети ть их роль в природе и жизни человека, указать причини многообразия органич еских соединений.Оз­накомить с развер нутой и сокращенной струк­турными формулами.

Органические вещества в природе и жизни человека. Взаимосвязь неорганических и ор­ганических веществ. Особенности органиче­ских соединений.


Беседа.

Лекция.





59

Углеводороды. Предель ные углеводо роды -алканы

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с составом и ном енкла­турой углеводородов ряда метана, показать за­висимость физических свой ств алканов от их молекулярной массы. На основе представлений о составе моле кул и природе химических свя­зей рассм отреть химические свойства предель­ных углеводородов (на примере метана). Об­ратить внимание учащихся на необходи мость соблюдения правил пользования бытовым га­зом вследствие его взрывооп асности.

Общую характеристика предельных углево­дородов, состав, номенклатура, нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере ме­тана). Практическое значение. Правила поль­зования бытовым газом.


Беседа.

Лекция.


Индивидуальный



60

Непредельные углеводоро ды — алкены

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с составом и номе нкла­турой непредельных углеводородов ряда эти­ле на, их физическими свойства ми. На основе пре дставлении о составе молекул и природе хи­ми ческих связей рассмотреть особенности хи­ми ческих свойств непредельных углеводородов. Сформировать понятия о реакции поли меризации и высокомолекуляр­ных веще ствах (полимерах). Показать практи­чес кую значимость этилена.

Состав, номенклатура и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реак­ция присоединения. Реакция полимеризации на примере этилена. Представление о полимерах (полиэтилен). Применение этилена.

Дискус

сия.

Груп повой



61

Природные источники углеводоро

дов

Усвоения новых знаний.

Ознакомить учащихся с природными источни ками углеводородов, составом, свой­ствами и методами переработки нефти (перегонка-ректи фикация) и каменного угля (коксование - сухая перегонка). Обратить вни­мание на проблему охраны окружающей среды от загрязнений нефтью и нефтепродуктами.

Состав и применение природного и попутных нефтяных газов. Нефть и каменный уголь, их переработка и использование в качестве топ­лива и сырья.


Тестирование

Беседа.

Груп повой



62

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты

Усвоения новых знаний.

Сформировать понятие о функциональ ной гру ппе. Ознакомить с составом,ном енклатурой, физическими и химически ми свойствами спир тов. Обратить вним ание на физиологи­ческое действие спир тов. Па примере глице­рина дать предста вление о многоатомных спиртах. Показ ать практическую значимость спиртов.

Понятие о функциональной группе. Спирты (на примере метилового и этилового): состав, номенклатура, физические и химические свой­ства (горение, взаимодействие с кислотами). Действие спиртов на организм. Глицерин многоатомный спирт. Применение спиртов.

Беседа.

Лекция

Фронтальный



63

Уксусная кислота


Усвоения новых знаний.

Дать представления о карбоновых кисло тах и реакции тарификации.Ознакомить учащих­ся с физическими и химически ми свойствами уксусной кислоты,ее при менением. Сформи­ровать умения приме нять знания, полученные в курсе неорга нической химии, для характе­ристики св ойств уксусной кислоты,сравни­вать сво йства неорганических и органиче­ских кислот.

Карбоновые кислоты на примере уксусной кис­лоты. Физические и химические свойства, при­менение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.



Беседа.

Лекция

Груп повой



64

7(64). Жиры Жиры

Усвоения новых знаний.

Сформировать представление о жирах как сложных эфирах, ознакомить учащи хся с со­ставом молекул жиров, физичес кими свой­ствами и применением. Пока зать биологиче­скую функцию жиров.

Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Жиры твер дые и жидкие, растительного и животно го происхождения. Физические свойства, применение и роль жиров.

Беседа

Индивидуальный



65

65. Углеводы Углеводы

Усвоения новых знаний.

Сформировать представление об углеводах, их составе, физических свойствах, нахождении в природе, применении и биологической роли.

Углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза, крах­мал, целлю лоза (клетчатка)). Состав, нахожде­ние в природе, приме нение и биологическая роль. Качественная реакция на крахмал.

Лекция

Фронтальный



66

Азотсодержащие соедине ния

Усвоения новых знаний.

Сформировать представление об амино кисло­тах и белках, их биологической роли, примене­нии. умение распознавать белки.

Понятие об аминокислотах. Белки приро д­ные высокомо лекулярные соединения (поли пептиды), их биологическая роль, применение. Качественные реакции на белки.

Беседа.

Лекция

Груп повой



67

Контрольная работа № 7

Контроля

Систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся об органических соединени­ях: их составе, нахождении в природе, физиче­ских свойствах. Отработать навыки составле­ния уравнений химических реакций, характе­ризующих химические свойства этих соедине­ний.


Тестирование

Индивидуальный




68

Итоговый урок за курс основной школы

Обобщения.

Обобщить и систематизировать знания о хими­ческих свойствах и способах получения соединений; закрепить умения учащихся решать задачи разного типа.



Беседа

Фронтальный

































Учебно- тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

Практических


Контрольных


1

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса

2

1


2

І Окислительно- восстановительные реакции

4



3

ІІ Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева- основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений

4


1

4

ІІІ Водород и его важнейшие соединения

7


1

5

ІV Галогены

5

1


6

V Скорость химических реакций и их классификация

2



7

VI Подгруппа кислорода

8

1

1

8

VII Подгруппа азота

8

1

1

9

VIII Подгруппа углерода

6

1

1

10

IX Металлы и их соединения

11

1

1

11

X Органические соединения

11


1


Всего

68

6

7