СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Эволюция темы Родина в лирике С.Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Эволюция темы Родины в лирике С.Есенина" Данный урок является вторым в системе уроков по  творчеству С. Есенина после знакомства с творческой биографией поэта. При планировании урока были учтены не только возрастные особенности учащихся, умение работать самостоятельно, отбирать материал в зависимости от задания, анализировать, делать выводы,  но и были учтены современные подходы к организации урока: четкая постановка цели в начале урока,  логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий, использование разнообразных видов оценивания: критериального, само- и взаимооценивания, суммативное оценивание в конце урока. Критерии были разработаны совместно с учащимися до проведения урока. Урок выстроен в соответствии с базовым дидактическим циклом технологии развития критического мышления, состоящим из 3-х этапов – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, направленные сначала на активизацию творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение знаний.  

Просмотр содержимого презентации
«Ефремова презентация к уроку»

В этом имени – слово «есень» .   Осень, ясень, осенний цвет.   Что-то есть в нём от русских песен –   Поднебесье, тихие веси,   Сень берёзы и синь-рассвет.    Что-то есть в нём и от весенней,   Грусти, Юности и Чистоты…   Только скажут: «Сергей Есенин» , –    Всей России встают черты…  

В этом имени – слово «есень» .  Осень, ясень, осенний цвет.  Что-то есть в нём от русских песен –  Поднебесье, тихие веси,  Сень берёзы и синь-рассвет.  Что-то есть в нём и от весенней,  Грусти, Юности и Чистоты…  Только скажут: «Сергей Есенин» , –   Всей России встают черты…  

Сергей Есенин    Продолжите ассоциативный ряд:  пейзажи, освещенные золотым светом луны

Сергей Есенин

Продолжите ассоциативный ряд:

  • пейзажи, освещенные золотым светом луны

Я буду воспевать  Всем существом в поэте  Шестую часть земли  С названьем кратким «Русь».  С. Есенин Эволюция темы Родины в лирике Есенина

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Эволюция темы Родины в лирике Есенина

Цель урока некоторы.. факт.. биографии особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта) особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути  поэтической зоркости динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина образа Родины в лирике  С. Есенина любви к Родине Определение Знакомство Выявление Воспитание Исследование Определение

Цель урока

некоторы.. факт.. биографии

особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)

особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути

поэтической зоркости

динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина

образа Родины в лирике

С. Есенина

любви к Родине

Определение

Знакомство

Выявление

Воспитание

Исследование

Определение

«Загадочная фотография» I группа Кто изображен? Когда сделан снимок? Краткая характеристика жизни и творчества поэта в этот период.

«Загадочная фотография»

I группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.

«Загадочная фотография» II группа Кто изображен? Когда сделан снимок? Краткая характеристика жизни и творчества поэта в этот период.

«Загадочная фотография»

II группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.

«Загадочная фотография» III группа Кто изображен? Когда сделан снимок? Краткая характеристика жизни и творчества поэта в этот период.

«Загадочная фотография»

III группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.

III периода творчества «светлые» стихи I группа: 1914-1915 годы ? II группа: 1920-1921 годы «мрачные» стихи ? III группа: 1924-25 годы  тучи над Есениным сгущаются… каково творчество?

III периода творчества

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

?

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

?

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?

Наша задача: выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.

Наша задача:

выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.

III периода творчества 1. Край любимый! Сердцу снятся… 2. Топи да болота… 3. Гой ты, Русь, моя родная… 4. Тебе одной плету венок…   I группа: 1914-1915 годы 1.  Я последний поэт деревни… 2.  Мир таинственный, мир мой древний… 3.  Сторона ль ты моя, сторона! II группа: 1920-1921 годы 1.  Мы теперь уходим понемногу… 2.  Несказанное, синее, нежное… 3.  Спит ковыль. Равнина дорогая… 4. Синий май. Заревая теплынь.   III группа: 1924- 1925 годы

III периода творчества

1. Край любимый! Сердцу снятся…

2. Топи да болота…

3. Гой ты, Русь, моя родная…

4. Тебе одной плету венок…  

I группа: 1914-1915 годы

1.  Я последний поэт деревни…

2.  Мир таинственный, мир мой древний…

3.  Сторона ль ты моя, сторона!

II группа: 1920-1921 годы

1.  Мы теперь уходим понемногу…

2.  Несказанное, синее, нежное…

3.  Спит ковыль. Равнина дорогая…

4. Синий май. Заревая теплынь.

III группа: 1924- 1925 годы

ЦЕЛЬ «Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».  Оноре де Бальзак 3 задание I V ступень 2 задание III ступень 1 задание II ступень I ступень: ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ

«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».

Оноре де Бальзак

3

задание

I V ступень

2

задание

III ступень

1

задание

II ступень

I ступень:

ЦЕЛЬ

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»    Шкала оценивания: -за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б. 1 2 3 4  II ступень «ЛОТО»  1 задание I ступень: ЦЕЛЬ

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

1

2

3

4

II ступень

«ЛОТО»

1

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»    Шкала оценивания: -за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б. 1 2 3 4 3 1 4 2  II ступень «ЛОТО»  1 задание I ступень: ЦЕЛЬ

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

1

2

3

4

3

1

4

2

II ступень

«ЛОТО»

1

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?» III ступень «ЦВЕТ» 2 задание II ступень «ЛОТО» 1 задание I ступень: ЦЕЛЬ  !  КРИТЕРИИ

«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»

III ступень

«ЦВЕТ»

2

задание

II ступень

«ЛОТО»

1

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ

2 групповое задание «Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»   Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

2 групповое задание «Какие краски дарит

С. Есенин отчему краю?»

Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

Критерии Темы задания А (max 3) Проверяемые элементы Прочитать стихотворения. Найти примеры цветообразов. Подсчитать количество использования в исследуемых произведениях каждого найденного оттенка. Заполнить графу таблицы «Количество» Уровень достижения Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях 3 Баллы за выполнение задания 3 балла 2 Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях 1 Не достиг ни одного из критериев 0

Критерии

Темы задания

А (max 3)

Проверяемые элементы

Прочитать стихотворения. Найти примеры цветообразов. Подсчитать количество использования в исследуемых произведениях каждого найденного оттенка. Заполнить графу таблицы «Количество»

Уровень достижения

Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях

Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

3

Баллы за выполнение задания

3 балла

2

Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

1

Не достиг ни одного из критериев

0

B (max 4) Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка. Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета. 4 4 балла Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует. Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует. Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком 3 2 1 Не достиг ни одного из критериев 0

B (max 4)

Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.

4

4 балла

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.

Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком

3

2

1

Не достиг ни одного из критериев

0

C (max 3) Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему? В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает. 3 В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает. 3 балла 2 В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает. 1 Не достиг ни одного из критериев 0

C

(max 3)

Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

3

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

3 балла

2

В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

1

Не достиг ни одного из критериев

0

Физминутка для глаз  Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз…

Физминутка для глаз

Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Несказанное, синее, нежное,

тих мой край после бурь, после гроз…

«И о милом и нежном крае Мог такими словами сказать…» I V ступень «ОБРАЗЫ» 3 задание III ступень «ЦВЕТ» 2 задание II ступень «ЛОТО» 1 задание I ступень: ЦЕЛЬ  !  КРИТЕРИИ

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

I V ступень

«ОБРАЗЫ»

3

задание

III ступень

«ЦВЕТ»

2

задание

II ступень

«ЛОТО»

1

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ

3 групповое задание  «И о милом и нежном крае Мог такими словами сказать…»  Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).  Вывод на этот вопрос оформите в виде  небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.

3 групповое задание

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).

Вывод на этот вопрос оформите в виде

небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.

Критерии Темы задания А Проверяемые элементы (max 4) Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3). Уровень достижения Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3. Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа. 4 3 Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа. 2 Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа. 1 Не достигнут ни один из критериев 0

Критерии

Темы задания

А

Проверяемые элементы

(max 4)

Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).

Уровень достижения

Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.

Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.

4

3

Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.

2

Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.

1

Не достигнут ни один из критериев

0

B (max 3) Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы. Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов. 3 Верно приведены примеры 2 разных тропов. Верно приведены примеры 1 тропа. 2 1 Не достиг ни одного из критериев 0

B

(max 3)

Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.

Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.

3

Верно приведены примеры 2 разных тропов.

Верно приведены примеры 1 тропа.

2

1

Не достиг ни одного из критериев

0

C (max 3) Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?» Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей. В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений. 3 В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений. 2 В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически. 1 Не достигнут ни один из критериев 0

C

(max 3)

Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»

Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

3

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

2

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.

1

Не достигнут ни один из критериев

0

«Поэтический поединок» Стихи С.Есенина о временах года  I группа – о весне II группа – о лете III группа – об осени учитель – о зиме

«Поэтический поединок»

Стихи С.Есенина о временах года

I группа – о весне

II группа – о лете

III группа – об осени

учитель – о зиме

«Подбери эпиграф» Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.

«Подбери эпиграф»

Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.

Какой предстаёт Родина в стихотворениях? «светлые» стихи I группа: 1914-1915 годы ? II группа: 1920-1921 годы «мрачные» стихи ? III группа: 1924-25 годы  тучи над Есениным сгущаются… каково творчество?

Какой предстаёт Родина в стихотворениях?

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

?

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

?

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?

«Оценивание»  Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу, выставьте оценку в соответствии со шкалой:   21-24 баллов – «5»  17-20 баллов – «4»  10-16 баллов – «3»  0-9 баллов – «2»

«Оценивание»

Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,

выставьте оценку в соответствии со шкалой:

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

10-16 баллов – «3»

0-9 баллов – «2»

Домашнее задание (на выбор)  1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?» 2. Сочинение на одну из тем: - «Природа и Родина в лирике Есенина» - «Мой Есенин» - «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»

Домашнее задание

(на выбор)

1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»

2. Сочинение на одну из тем:

- «Природа и Родина в лирике Есенина»

- «Мой Есенин»

- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»

он помог мне понять, что … он обратил моё внимание на … он научил меня видеть … он научил меня… он помог мне разобраться в … Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что

он помог мне понять, что …

он обратил моё внимание на …

он научил меня видеть …

он научил меня…

он помог мне разобраться в …

Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что