В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин» , – Всей России встают черты…
Сергей Есенин
Продолжите ассоциативный ряд:
- пейзажи, освещенные золотым светом луны
-
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин
Эволюция темы Родины в лирике Есенина
Цель урока
некоторы.. факт.. биографии
особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)
особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути
поэтической зоркости
динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина
образа Родины в лирике
С. Есенина
любви к Родине
Определение
Знакомство
Выявление
Воспитание
Исследование
Определение
«Загадочная фотография»
I группа
Кто изображен?
Когда сделан снимок?
Краткая характеристика жизни и
творчества поэта в этот период.
«Загадочная фотография»
II группа
Кто изображен?
Когда сделан снимок?
Краткая характеристика жизни и
творчества поэта в этот период.
«Загадочная фотография»
III группа
Кто изображен?
Когда сделан снимок?
Краткая характеристика жизни и
творчества поэта в этот период.
III периода творчества
«светлые» стихи
I группа: 1914-1915 годы
?
II группа: 1920-1921 годы
«мрачные» стихи
?
III группа: 1924-25 годы
- тучи над Есениным сгущаются…
каково творчество?
Наша задача:
выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.
III периода творчества
1. Край любимый! Сердцу снятся…
2. Топи да болота…
3. Гой ты, Русь, моя родная…
4. Тебе одной плету венок…
I группа: 1914-1915 годы
1. Я последний поэт деревни…
2. Мир таинственный, мир мой древний…
3. Сторона ль ты моя, сторона!
II группа: 1920-1921 годы
1. Мы теперь уходим понемногу…
2. Несказанное, синее, нежное…
3. Спит ковыль. Равнина дорогая…
4. Синий май. Заревая теплынь.
III группа: 1924- 1925 годы
ЦЕЛЬ
«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».
Оноре де Бальзак
3
задание
I V ступень
2
задание
III ступень
1
задание
II ступень
I ступень:
ЦЕЛЬ
«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»
Шкала оценивания:
-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.
1
2
3
4
II ступень
«ЛОТО»
1
задание
I ступень:
ЦЕЛЬ
«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»
Шкала оценивания:
-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.
1
2
3
4
3
1
4
2
II ступень
«ЛОТО»
1
задание
I ступень:
ЦЕЛЬ
«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»
III ступень
«ЦВЕТ»
2
задание
II ступень
«ЛОТО»
1
задание
I ступень:
ЦЕЛЬ
! КРИТЕРИИ
2 групповое задание «Какие краски дарит
С. Есенин отчему краю?»
Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?
Критерии
Темы задания
А (max 3)
Проверяемые элементы
Прочитать стихотворения. Найти примеры цветообразов. Подсчитать количество использования в исследуемых произведениях каждого найденного оттенка. Заполнить графу таблицы «Количество»
Уровень достижения
Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях
Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях
3
Баллы за выполнение задания
3 балла
2
Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях
1
Не достиг ни одного из критериев
0
B (max 4)
Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.
Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.
4
4 балла
Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.
Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.
Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком
3
2
1
Не достиг ни одного из критериев
0
C
(max 3)
Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?
В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.
3
В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.
3 балла
2
В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.
1
Не достиг ни одного из критериев
0
Физминутка для глаз
Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Несказанное, синее, нежное,
тих мой край после бурь, после гроз…
«И о милом и нежном крае
Мог такими словами сказать…»
I V ступень
«ОБРАЗЫ»
3
задание
III ступень
«ЦВЕТ»
2
задание
II ступень
«ЛОТО»
1
задание
I ступень:
ЦЕЛЬ
! КРИТЕРИИ
3 групповое задание
«И о милом и нежном крае
Мог такими словами сказать…»
Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).
Вывод на этот вопрос оформите в виде
небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.
Критерии
Темы задания
А
Проверяемые элементы
(max 4)
Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).
Уровень достижения
Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.
Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.
4
3
Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.
2
Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.
1
Не достигнут ни один из критериев
0
B
(max 3)
Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.
Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.
3
Верно приведены примеры 2 разных тропов.
Верно приведены примеры 1 тропа.
2
1
Не достиг ни одного из критериев
0
C
(max 3)
Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»
Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.
В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.
3
В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.
2
В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.
1
Не достигнут ни один из критериев
0
«Поэтический поединок»
Стихи С.Есенина о временах года
I группа – о весне
II группа – о лете
III группа – об осени
учитель – о зиме
«Подбери эпиграф»
Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.
Какой предстаёт Родина в стихотворениях?
«светлые» стихи
I группа: 1914-1915 годы
?
II группа: 1920-1921 годы
«мрачные» стихи
?
III группа: 1924-25 годы
- тучи над Есениным сгущаются…
каково творчество?
«Оценивание»
Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,
выставьте оценку в соответствии со шкалой:
21-24 баллов – «5»
17-20 баллов – «4»
10-16 баллов – «3»
0-9 баллов – «2»
Домашнее задание
(на выбор)
1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»
2. Сочинение на одну из тем:
- «Природа и Родина в лирике Есенина»
- «Мой Есенин»
- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»
он помог мне понять, что …
он обратил моё внимание на …
он научил меня видеть …
он научил меня…
он помог мне разобраться в …
Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что