СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Ритм и рифма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация направлена на разнообразие видов деятельности учащихся. Содержит в себе нужные для изучения темы термины, а также задания на сообразительность и развитие речи. Презентация разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Ритм и рифма"»

 Стихи и проза. Рифма и ритм

Стихи и проза. Рифма и ритм

Сравните предложения: 1) Белый , пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 2) Белый снег, пушистый  В воздухе кружится   И на землю тихо   Падает, ложится.

Сравните предложения:

  • 1) Белый , пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
  • 2) Белый снег, пушистый В воздухе кружится  И на землю тихо  Падает, ложится.
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
  • Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
  • Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Виды рифм:      перекрёстная парная опоясывающая

Виды рифм:

  • перекрёстная
  • парная
  • опоясывающая
 Перекрёстная АБАБ А У Лукоморья дуб зелёный; Б Златая цепь на дубе том: А И днём и ночью кот учёный Б Всё ходит по цепи кругом  Парная ААББ А В темнице там царевна тужит, А А бурый волк ей верно служит; Б Там ступа с Бабою Ягой Б Идёт, бредёт сама собой…  Опоясывающая АББА А И там я был, и мёд я пил; Б У моря видел дуб зелёный; Б Под ним сидел, и кот учёный А Свои мне сказки говорил.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов. Заколдован невидимкой.  Дремлет лес под сказку сна .  Словно белою косынкой  Подвязалася сосна .   (С. Есенин) Снега покрыли гладкие равнины,  Едва заметен санок первый след,  Румянец нежный льет закатный свет,  Окрася розою холмов вершины.   (М. Кузмин)

Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

  • Заколдован невидимкой. Дремлет лес под сказку сна . Словно белою косынкой Подвязалася сосна .  (С. Есенин)
  • Снега покрыли гладкие равнины, Едва заметен санок первый след, Румянец нежный льет закатный свет, Окрася розою холмов вершины.  (М. Кузмин)
Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов;  Легла волнистыми коврами  Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз. И рады мы   Проказам матушки-зимы.    (А.С.Пушкин)
  • Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы  Проказам матушки-зимы. 
  • (А.С.Пушкин)
Самостоятельная работа.  Задание: определи вид рифмы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на снегу.  Снег падает, слегка кружится,  На землю медленно ложится.  Вот солнце в облаках мигает,  И иней на снегу сверкает.

Самостоятельная работа. Задание: определи вид рифмы:

  • Еду. Тихо. Слышны звоны
  • Под копытом на снегу.
  • Только серые вороны
  • Расшумелись на снегу.
  • Снег падает, слегка кружится,
  • На землю медленно ложится.
  • Вот солнце в облаках мигает,
  • И иней на снегу сверкает.
Проверим. Улицей гуляет  Дедушка  Мороз,  Иней рассыпает  По ветвям  берез. Ходит, бородою  Белою трясет,  Топает  ногою,  Только треск  идет.  

Проверим.

  • Улицей гуляет Дедушка  Мороз, Иней рассыпает По ветвям  берез.
  • Ходит, бородою Белою трясет, Топает  ногою, Только треск  идет.  
1. Жил-был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. 2. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. 3. Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши.

1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет.

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

3. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.

«Алло! Ищем таланты!». 1) ……………зима, ……………… лужи. ……………… .бела ……………… стужи. 2)…………………береза ………………… ...окна …………………… .мороза …………………… .одна.

«Алло! Ищем таланты!».

1) ……………зима,

……………… лужи.

……………… .бела

……………… стужи.

2)…………………береза

………………… ...окна

…………………… .мороза

…………………… .одна.

Домашнее задание.  Подготовить пересказ одной из сказок А.С.Пушкина.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ одной из сказок А.С.Пушкина.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!