Урок литературы в 7 классе
Взаимодействие литературы, музыки и живописи
Цель урока:
выяснить, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью.
познакомиться со стихотворениями, посвященными видам искусства, взаимодействующим с искусством слова.
Определить роль искусства в обогащении духовного мира человека.
Познакомиться со стихотворениями Блока, Бальмонта, Фофанова
Задача урока
осмысление особенностей музыки, живописи, их воздействия на человека, отраженных поэтическом слове.
Виды искусства
Живопись
Архитектура
дизайн
пространственные
Декоративно-прикладное искусство
временные
Музыка
литература
Кино
пространственно-временные
цирк
театр
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Эпос
Лирика
Драма
Лирика
(от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры)
Род литературы, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта,
речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах.
Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания.
Лирике доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия.
Жанры лирики
стихотворение
ода
элегия
лирика
послание
сонет
песня
«Я никогда не понимал …», 1901
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным;
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
М. Врубель «Шиповник», 1884
«Желтые розы», 1884
А. Блок (из ст. «В углу дивана»)
Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И над южным морем стонут
Журавли.
Лирический герой и автор – это одно лицо?
Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты и идеалы людей определенного времени.
Какое чувство переживает лирический герой? Почему Вы так считаете?
- Чувство печали, грусти;
- Вокруг него тишина, сумрак, одиночество, угас камин,
- где-то далеко – беда (стонут, тонут)
Как звукопись передает чувство печали, грусти лирического героя?
Повторяются звуки [у], [о], [м],[н],[л].
Каковы главные образы стихотворения?
Журавли
Корабли
Лирический герой
Какими средствами создается мелодичность фразы?
Синтаксический параллелизм,
Анафора,
инверсия,
многосоюзие,
четкий ритм акцентного стиха,
Точная рифма,
Чередование женской и мужской рифмы,
перекрестная рифмовка.
Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И над южным морем стонут
Журавли.
3-4-3 = 10
3-4-4 = 11
3-2-2-4 =11
3-2-2-4 = 11
Как объяснить название стихотворения «В углу дивана»?
Жизнь лирического героя подходит к старости, к концу…
Акцентный стих
- тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога.
- бывает только рифмованным.
- широко употребителен в народном творчестве, (литературная имитация — «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.
- Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века.
Что объединяет образы?
Корабли – журавли – лирический герой
Караван кораблей
Караван журавлей
= вереница, череда
Череда дней, событий в жизни человека
= караван
Березина Е. Портрет дочери художника, 1997
Алой Джорджей Женщина на открытом воздухе, 1853
Какая деталь портрета ярче всего говорит о настроении женщины?
«Грусть»
К. Бальмонт
Музыка определяет звучание стихотворения.
Д. Шостакович. «Прелюдия №5»
«Грусть»
Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется,
Надо мною раздается мерный стук часов стенных;
Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется,
И из уст невольно рвется монотонный грустный стих;
И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот,
Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.
Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,—
И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут;
Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна,
Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут;
В эту пору непогоды, под унылый плач Природы,
Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.
«Грусть»
В не мля ве тру, то поль гн е тся , с не ба до ждь о се нний ль е тся ,
Надо мно ю разда ет ся мер ный стук ча сов стен н ых ;
Мне ник то не улыб н ет ся , и тре вож но се рдце бь ет ся ,
И из уст не воль но рв е тся моно тон ный груст ный ст их ;
И как ти хий даль ний т о пот , за ок ном я слы шу р о пот ,
Непо нят ный стран ный ш е пот — ше пот ка пель дожде в ых .
- 8 стопный хорей
- Внутренняя рифма
Вопросы для размышления
Центральная тема стихотворения.
Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
Изобразительные средства языка, особенности лексики .
Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя .
Пейзаж, образ-символ.
Звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность,
Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, анафора, многосоюзие.