СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Взаимодействие музыки, живописи и поэзии. Стихотворения А.Блока «Я никогда не понимал…», К.Бальмонта «Грусть»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Взаимодействие музыки, живописи, литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 7 классе. Взаимодействие музыки, живописи и поэзии. Стихотворения А.Блока «Я никогда не понимал…», К.Бальмонта «Грусть»»

Урок литературы  в 7 классе Взаимодействие  литературы, музыки и живописи

Урок литературы в 7 классе

Взаимодействие литературы, музыки и живописи

Цель урока: выяснить, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью. познакомиться со стихотворениями, посвященными видам искусства, взаимодействующим с искусством слова. Определить роль искусства в обогащении духовного мира человека.  Познакомиться со стихотворениями Блока, Бальмонта, Фофанова

Цель урока:

выяснить, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью.

познакомиться со стихотворениями, посвященными видам искусства, взаимодействующим с искусством слова.

Определить роль искусства в обогащении духовного мира человека.

Познакомиться со стихотворениями Блока, Бальмонта, Фофанова

Задача урока осмысление особенностей музыки, живописи, их воздействия на человека, отраженных поэтическом слове.

Задача урока

осмысление особенностей музыки, живописи, их воздействия на человека, отраженных поэтическом слове.

Виды искусства Живопись Архитектура дизайн пространственные Декоративно-прикладное искусство временные Музыка литература Кино пространственно-временные цирк театр

Виды искусства

Живопись

Архитектура

дизайн

пространственные

Декоративно-прикладное искусство

временные

Музыка

литература

Кино

пространственно-временные

цирк

театр

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ Эпос Лирика Драма

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Эпос

Лирика

Драма

Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) Род литературы, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное

Лирика

(от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры)

Род литературы, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта,

речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания.

Лирике доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия.

Жанры лирики стихотворение ода элегия лирика послание сонет песня

Жанры лирики

стихотворение

ода

элегия

лирика

послание

сонет

песня

«Я никогда не понимал …», 1901 Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал В ней чей-то голос сокровенный. Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносят из забвенья. Под звуки прошлое встает И близким кажется и ясным; То для меня мечта поет, То веет таинством прекрасным.

«Я никогда не понимал …», 1901

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным;

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

М. Врубель  «Шиповник», 1884 «Желтые розы», 1884

М. Врубель «Шиповник», 1884

«Желтые розы», 1884

 А. Блок   (из ст. «В углу дивана»)    Но в камине дозвенели   Угольки. За окошком догорели   Огоньки. И на вьюжном море тонут   Корабли. И над южным морем стонут   Журавли.

А. Блок (из ст. «В углу дивана»)

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на вьюжном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

Лирический герой и автор – это одно лицо? Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты и идеалы людей определенного времени.  Какое чувство переживает лирический герой?  Почему Вы так считаете?   Чувство печали, грусти; Вокруг него тишина, сумрак, одиночество, угас камин, где-то далеко – беда (стонут, тонут)

Лирический герой и автор – это одно лицо?

Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты и идеалы людей определенного времени.

Какое чувство переживает лирический герой? Почему Вы так считаете?

  • Чувство печали, грусти;
  • Вокруг него тишина, сумрак, одиночество, угас камин,
  • где-то далеко – беда (стонут, тонут)

  Как звукопись передает чувство печали, грусти лирического героя?  Повторяются звуки  [у], [о], [м],[н],[л].   Каковы главные образы стихотворения?  Журавли Корабли Лирический герой

Как звукопись передает чувство печали, грусти лирического героя?

Повторяются звуки [у], [о], [м],[н],[л].

Каковы главные образы стихотворения?

Журавли

Корабли

Лирический герой

Какими средствами создается мелодичность фразы?     Синтаксический параллелизм, Анафора, инверсия, многосоюзие, четкий ритм акцентного стиха, Точная рифма, Чередование женской и мужской рифмы,  перекрестная рифмовка. Но в камине дозвенели   Угольки. За окошком догорели   Огоньки. И на вьюжном море тонут   Корабли. И над южным морем стонут   Журавли.  3-4-3 = 10 3-4-4 = 11 3-2-2-4 =11 3-2-2-4 = 11

Какими средствами создается мелодичность фразы?

Синтаксический параллелизм,

Анафора,

инверсия,

многосоюзие,

четкий ритм акцентного стиха,

Точная рифма,

Чередование женской и мужской рифмы,

перекрестная рифмовка.

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на вьюжном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

3-4-3 = 10

3-4-4 = 11

3-2-2-4 =11

3-2-2-4 = 11

Как объяснить название стихотворения  «В углу дивана»? Жизнь лирического героя подходит к старости, к концу…

Как объяснить название стихотворения «В углу дивана»?

Жизнь лирического героя подходит к старости, к концу…

Акцентный стих тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога. бывает только рифмованным. широко употребителен в народном творчестве, (литературная имитация — «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп. Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века.

Акцентный стих

  • тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога.
  • бывает только рифмованным.
  • широко употребителен в народном творчестве, (литературная имитация — «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.
  • Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века.
Что объединяет образы? Корабли – журавли – лирический герой Караван кораблей Караван журавлей = вереница, череда Череда дней, событий в жизни человека = караван

Что объединяет образы?

Корабли – журавли – лирический герой

Караван кораблей

Караван журавлей

= вереница, череда

Череда дней, событий в жизни человека

= караван

Березина Е.  Портрет дочери художника, 1997

Березина Е. Портрет дочери художника, 1997

Алой Джорджей  Женщина на открытом воздухе, 1853 Какая деталь портрета ярче всего говорит о настроении женщины?

Алой Джорджей Женщина на открытом воздухе, 1853

Какая деталь портрета ярче всего говорит о настроении женщины?

«Грусть» К. Бальмонт Музыка определяет звучание стихотворения.  Д. Шостакович. «Прелюдия №5»

«Грусть»

К. Бальмонт

Музыка определяет звучание стихотворения.

Д. Шостакович. «Прелюдия №5»

«Грусть» Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется, Надо мною раздается мерный стук часов стенных; Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется, И из уст невольно рвется монотонный грустный стих; И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот, Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.  Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,— И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут; Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна, Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут; В эту пору непогоды, под унылый плач Природы, Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.

«Грусть»

Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется,

Надо мною раздается мерный стук часов стенных;

Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется,

И из уст невольно рвется монотонный грустный стих;

И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот,

Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.

Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,—

И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут;

Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна,

Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут;

В эту пору непогоды, под унылый плач Природы,

Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.

«Грусть» В не мля ве тру, то поль гн е тся , с не ба до ждь о се нний ль е тся , Надо мно ю разда ет ся  мер ный стук ча сов стен н ых ; Мне ник то не улыб н ет ся , и тре вож но се рдце бь ет ся , И из уст не воль но рв е тся моно тон ный груст ный ст их ; И как ти хий даль ний т о пот , за ок ном я слы шу р о пот , Непо нят ный стран ный ш е пот — ше пот ка пель дожде в ых . 8 стопный хорей Внутренняя рифма

«Грусть»

В не мля ве тру, то поль гн е тся , с не ба до ждь о се нний ль е тся ,

Надо мно ю разда ет ся мер ный стук ча сов стен н ых ;

Мне ник то не улыб н ет ся , и тре вож но се рдце бь ет ся ,

И из уст не воль но рв е тся моно тон ный груст ный ст их ;

И как ти хий даль ний т о пот , за ок ном я слы шу р о пот ,

Непо нят ный стран ный ш е потше пот ка пель дожде в ых .

  • 8 стопный хорей
  • Внутренняя рифма
Вопросы для размышления Центральная тема стихотворения. Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.) Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. Изобразительные средства языка, особенности лексики . Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя . Пейзаж, образ-символ. Звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, анафора, многосоюзие.

Вопросы для размышления

Центральная тема стихотворения.

Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

Изобразительные средства языка, особенности лексики .

Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя .

Пейзаж, образ-символ.

Звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность,

Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, анафора, многосоюзие.