Тема: Число и цифра 5, написание цифры 5
Цель: Знакомство с числом 5, его составом, написанием цифры5.
Задачи:
1. обучающие: познакомить с образованием числа 5 и соответствующей цифрой; учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счёте.
- складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
2. коррекционно-развивающие: развивать наблюдательность, зрительную и слуховую память, логическое и творческое мышление, речь, внимание;
3. Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Приемы, методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы контроля эффективности: устный опрос, рефлексия.
Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 5, предметные картинки, гости урока.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

Какое время года?
Какой скоро праздник будет?
Что мы делаем к новому году?
Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости. Но Леопольд печальный, он украсил елку, приготовил для вас подарки, но мыши все спрятали. Поможем коту. Нужно выполнить все задания и мыши отдадут все, что забрали.
II. Устный счет
1.Найди цифры.
На доске разбросаны буквы и цифры. Детям нужно выбрать только цифры. Затем за партой расставить по порядку.
Прямой и обратный счет 1-5, 5-1
– Назовите самое большое и самое маленькое число.
– Какое число находится между числами 2 и 4? 1 и 3?
– Какое число следует за числом 1? 3? 2? 4?
- назови соседей числа 2, 4
2.Игра «Число и цифра»
Учитель показывает детям поочередно карточки с разным количеством предметов, дети должны показать карточки с соответствующей цифрой.








И наоборот показ числа, положи соответствующее количество счетных палочек.
Из 4 палочек сделайте квадрат, переложите одну палочку так, чтобы получился стул.

3. Весёлые задачки.
- Поможем Коту Леопольду решить задачки.
На пасеке 3 медвежонка,
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес?
Группа малышей утят,
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Две ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
- Я вижу, что вы очень старались, и решили все задачки.
III. Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.
Отгадайте загадку.
Пред тобой – пятёрка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице, зато
Нужно каждому пальто. (5 пальцев)
– Кто догадался, о чём идёт речь в загадке? Правильно это пальцы! А почему вы решили, что это пальцы. А о каком пальто говорится в загадке, мы носим пальто на пальцах?
- Сколько пальцев на руке? Ребята, кто мне поможет сосчитать?
На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтобы брать и отдавать,
а ещё чтоб сосчитать – 12345.
У каждого пальца на руке есть своё имя как у человека. Ребята, а кто знает, как называются пальцы на руке? Назовите их. Правильно. - Большой, указательый, средний, безымянный, мизинец.
- Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какую вы взяли звёздочку? Почему?

Пальчиковая гимнастика
Мыши рассыпали все бусы поможем их собрать.
Работа в тетради, допиши и раскрась по образцу



-Посмотрите на доску. Сколько в верхнем ряду красных кружков?
- Положите в нижнем ряду столько же синих.
- Добавьте ещё один синий. Сколько стало?
- Число 5 будем обозначать цифрой 5.
- Каких кружков стало больше?
- Как получилось 5 синих кругов?
4+1
- Поставим число 5 в ряд чисел. За каким числом оно будет следовать?
- Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число 5?
- Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5?
- Ребята, на каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?
.
Физминутка
1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.
Остановились на лугу.
А теперь быстрей бегу;
Лютики, ромашки, розовые кашки,
Собирал наш 1 класс.
- Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради.
- Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, и всё внимание на меня.
- Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия.
- Начинаем писать. Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла». (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.)
Ну, а сейчас мы немного отдохнём, сделаем зарядку для наших пальчиков:
- Размяли пальчики?
- Пропишите 1 строчку цифры5 в тетради.
- Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается и из скольких элементов состоит.
IV. Закрепление темы
1.Работа по учебнику стр. 108 № 2
Положи на парту 4 зеленых квадрата. Прибавь к этим квадратам еще 1 красный квадрат. Сколько всего стало квадратов? Запиши как получилось 5 квадратов. Расскажи.
2.Стр. 108 № 4
Сколько предметов? Сколько палочек? Какое число? Положи столько же палочек. Запиши в тетрадь.
3.Работа по карточке
Сколько кругов в треугольнике?
Сколько квадратов в круге?
Что можно сказать об их количестве? (кругов и квадратов поровну)
Обведите по точкам цифру, соответствующую количеству фигур в треугольнике, квадрате.
- Разложи примеры в два столбика: на сложение и вычитание, реши их.

V. Итог урока
- Что нового узнали?
-Какие добрые дела делали?