СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК 8 класс "Мировое Древо как отражение единства мира"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

´дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры;

´познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства;

´воспитание интереса к прошлому.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК 8 класс "Мировое Древо как отражение единства мира"»

Мировое Древо как отражение единства мира. Учитель ИЗО, МХК Кайгородова Наталья Евгеньевна

Мировое Древо как отражение единства мира.

Учитель ИЗО, МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна

Цели урока: дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры; познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства; воспитание интереса к прошлому.

Цели урока:

  • дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры;
  • познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства;
  • воспитание интереса к прошлому.
Язык искусства универсален ,  а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира.  Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой  сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство  Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

Язык искусства универсален ,  а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира.  Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой  сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.

Его интересовали устройство  Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии).

Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии).

Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его

Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения.

Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется  с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством.

С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги).

С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. На  памятном  камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На  памятном  камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

В песне

В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог  Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять  миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:

... Помню девять миров    и девять корней     и древо предела,   еще не проросшее.      В начале времен,  не было в мире     ни песка, ни моря,   земли еще не было  и небосвода,     бездна зияла,   трава не росла.  Солнце не ведало,   где его дом,   звезды не ведали,   где им сиять,     месяц не ведал   мощи своей.    Ясень я знаю  по имени Иггдрасиль,     древо, омытое  влагою мутной;     росы с него   на долы нисходят;     над источником Урд   зеленеет он вечно.  Возле источника, где растет дерево, появляются  три

... Помню девять миров    и девять корней

    и древо предела,   еще не проросшее.

     В начале времен,  не было в мире

    ни песка, ни моря,   земли еще не было  и небосвода,

    бездна зияла,   трава не росла.

Солнце не ведало,   где его дом, 

звезды не ведали,   где им сиять,

    месяц не ведал   мощи своей.

   Ясень я знаю  по имени Иггдрасиль,

    древо, омытое  влагою мутной;

    росы с него   на долы нисходят;

    над источником Урд   зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются  три "девы судьбы" - норны.

    Мудрые девы  оттуда возникли,   судьбы судили, жизнь выбирали

    детям людей,  жребий готовят.

Свои представления  о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге

Свои представления  о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: " А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"

А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942)

А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы  повсеместно проникают во все три измерения.  Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный  и духовный мир:   И знает веселье, и знает печаль.  И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,  Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы  повсеместно проникают во все три измерения.

Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный  и духовный мир:

  И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:   Свежительны бури, рожденье в них чуда, Колодец, криница, ковер-самолет. И вечно нам, вечно, как сон изумруда, Славянское Древо цветет.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

  Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

Домашнее задание. 1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной? 2.Нарисуйте Мировое Древо и объясните особенности его строения.

Домашнее задание.

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

2.Нарисуйте Мировое Древо и объясните особенности его строения.