Мировая художественная культура
О бурятских мифах
Мифология – это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы.
Божественный пантеон
Тэнгри (бурханы, гэгэны)
Ханы и нойоны
Эжины и заяны
Ада, анахаи, дахулы, муу-шубун и пр .
Анахай
В бурятской демонологии - Анахай – это злой дух, опасный для человека. Место обитания - улусы (поселения) людей Среднего мира (мира людей). Образ описывается шаманами и другими информантами как массивное человекоподобное существо с одним глазом в центре лба. В зависимости от ситуации и условий Анахай способен также принимать зооморфные облики - кошки, реже собаки.
«Поселившись» в облюбованном улусе Анахай «трогает» («дайраха») детей, в основном до 7 лет. Дети, с которыми "играет" Анахай, становятся замкнутыми, много спят, быстро устают при обычных нагрузках, теряют интерес к играм со сверстниками, отказываются от пищи. По мнению информантов, такие дети долго не живут.
Буряты верят в злых духов. Аниука является одним из таких злых духов. Это маленькое, но очень опасное и кровожадное существо, которое пьет кровь маленьких детей. Если бурят заподозрил. что его ребенок стал жертвой вампира , то призывает на помощь шамана, который помогает избавить ребенка и его семью от навалившейся беды.
В древних представлениях бурят Ада - злой дух. Представлялся в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада способен менять свою форму - превращаться в ребенка, собаку, надутый пузырь и пр. Все информаторы отмечают специфический запах Ада. Это ночное существо. Отношение Ада к человеку и домашним животным двойственное: считалось, что они могут быть как добрыми, так и зловредными, обычно же насылают смерть и болезнь на детей.
Считается, что Ада очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу, или хотя бы ее перья. Если Ада «размножались» и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы изгнать или убить этих духов. Считалось также, что «добрые» Ада «нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро».
Кроме «ада» есть еще другой дух, которого буряты называют муу-шубун ; он живет в лесах. Муу-шубун гораздо опаснее и сильнее, чем ада. Муу-шубуны едят взрослых людей, одиноко кочующих в лесах. Муу-шубун убивает людей своим длинным красным клювом, наподобие клюва птицы, словно из железа. Он подходит к спящему человеку, ударяет его клювом по голове и пробивает ее, а затем, убив таким образом человека, съедает его мозг, печень и почки.
Народные поверья
1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты избегают иметь такую собаку, считают, что скот будет пропадать или не будет плодиться.
2. Буряты считают за большой грех держать собаку со стоящими, как у волка, ушами - постоянно кто-нибудь в семье будет болеть и даже умрет.
3. Собаку, которая лежит поперек двери, считают хорошею, потому что через нее не может войти в дом нечистый или злой дух. Собаку, которая лежит на спине вверх брюхом, тоже считают хорошею, потому что она во время сна просит у Бурхана (бога) счастья для своих хозяев.
5. Нельзя бить собаку, выгоняя на улицу; нельзя бить веником; также грех прижать собаку дверью .
6. Считается, что черная собака с черным нёбом во рту не впускает в дом хозяина нечистого или злого духа; он боится такой собаки.
Поверье бурят: если птица удод (по-бурятски бүбөөлжэн ) начинает летать возле дома, это считается нехорошим признаком. Если удод в чьем-нибудь доме сделает гнездо, снесет яйца и начнет высиживать птенцов, хозяин караулит птицу, старается застать ее, когда она сидит на яйцах, ловит ее и вместе с гнездом и яйцами относит в степь на росстань трех дорог. Здесь выкапывают яму, зарывают в нее птицу удода с яйцами и гнездом, засыпают землей и поверхность выравнивают.
Наряду с почитанием животных у бурят существует и особое отношение к растениям. Буряты относятся с большим почтением к отдельным растениям, особенно деревьям. Они питают суеверный страх к деревьям искривленным, с сильно пригнутыми к земле вершинами; пройти под таким деревом считалось грехом.