Урок искусства
8 класс.
Требования к оформлению эссе.
Эссе – это… - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. - это записки, наброски, раздумья
Структура эссе:
- вступление (фокусирует проблематику, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы);
- основная часть (мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов; мысль подкрепляется доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы, т.е. это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.).
- заключение (наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения)
Тема урока:
Жизнь человека в искусстве.
Эпиграф
Вращается весь мир
вкруг человека.
А.С.Пушкин
Человек – главная тема искусства
- Всё, что создано на Земле, - дело рук человеческих .
- С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек .
- Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека .
Поиски идеала
- Древнегреческий философ Аристотель писал: « Красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела».
- Вот почему вся история искусства есть поиски духовной красоты Человека.
Понятие об идеале
«Когда природа лишила человека его
способности ходить на четвереньках,
она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – всё выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только
в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье».
Максим Горький
Красота человека в разных эпохах
В древности эстетическая мысль выражалась подчас в форме мифа: первобытный человек твердо верил в то, что для удачной охоты достаточно проткнуть реальной или нарисованной стрелой изображение зверя, а чтобы наверняка одержать победу над врагом – исполнить воинственный танец.
Таким образом, даже не возникало вопросов о практическом значении искусства:
- оно было органично вплетено в повседневную жизнь людей,
- было неотделимо от ремесел, создававших необходимые для людей предметы и вещи.,
- тесно связано с магическими обрядами, посредством которых люди хотели воздействовать на неведомые им силы природы.
Красота человека в разных эпохах
Уже античные философы стремились понять значение искусства в жизни человека, но к единому мнению не пришли.
Платон признавал только укрепляющие основы нравственности аристократического государства произведения искусства, подчеркивая единство их эстетической и нравственной значимости.
Аристотель утверждал, что искусство способно влиять на человека, оказывая моральное и эстетическое воздействие, способствует формированию характера человека, его чувства.
Красота человека в разных эпохах
Красота человека в разных эпохах
Красота человека в разных эпохах
Красота человека в разных эпохах
Красота человека в разных эпохах
Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека:
- Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку.
- Оно формирует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо.
- Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть.
Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое научным познанием.
В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его образ жизни и поведение.
Именно поэтому человек остро нуждается в искусстве.
«Египтяне – самый благочестивый народ на земле», утверждал древнегреческий историк Геродот.
- С уважения и поклонения богам и предкам, с культа умерших началась цивилизация Древнего Египта, успешно развивавшаяся в течении трёх с половиной тысячелетий.
- Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни.
Заупокойный культ , нашедший воплощение в искусстве, сложился задолго до образования государства, на рубеже 5-4 тыс. до н. э.
- Мир человека нашёл образное воплощение в рельефных и фресковых росписях, украшающих внутренние и внешние стены гробниц, заупокойных храмов, обелиски и стелы.
- Это были сцены загробной жизни, оплакивание умерших, обряды над умершими
Статуя фараона
Статуя фараона
Херена ( 4 династии)
Микерина (4 династии)
АНУБИС – древнеегипетский бог,
покровитель умерших,
изображен в виде человека
с головой шакала. Рисунок
на внутренней стене гробницы
сына Рамсеса III
Анибис - древнегреческий бог,
покровитель умерших,
изображён в виде человека
с головой шакала.
(рисунок на внутр. стене
гробницы сына Рамсеса 3).
Фараон Аменхетеп 2
Изображение древнеегипетской
богини Хатхол
в гробнице египетского фараона Харамхеба.
Хатхол считалась покровительницей умерших.
Настенная роспись гробницы
жены египетского фараона
Рамсеса 2. Нефертити.
Вход в гробницу
египетского фараона
Тутанхамона
в долине царей.
Саркофаг
Тутанхамона.
Пирамиды в Гизе.
(в центре -
пирамида Хеопса).
Большой Сфинкс
в Гизе.3 тыс. до н. э.
Абу-Симбел,
заупокойный храм
Рамсеса 2.
Египетские
иероглифы
Танцующие женщины.
Настенный рисунок
в одной из гробниц
в Фивах.
Деталь одного из
четырёх колосов
Рамсеса 2,
украшавших древнеегипетский
пещерный храм.
Ожерелье.
Нагрудное
украшение
в виде
скарабея.
Инкрустированная
шкатулка.
Подвеска.
Палетка фараона Нармера. Этот фараон считается объединителем и основателем древнего Египта.
Жизнь египтян представлена во всей её конкретности и многообразии. Рельефы и фрески воспроизводят сцены из повседневной трудовой жизни: охоту в нильских зарослях, рыбную ловлю, трапезу. Целые армии людей работают на полях и в садах. Мужчины гонят быков, несут в руках ноши.
Изображения пиров
и празднеств правителей.
По картинам пиров и развлечений можно судить о другой жизни правителей, а также о вкусах и моде того времени. Здесь изображены очаровательные танцовщицы с высоко поднятыми над головами руками. Их смуглые тела украшены поясками, ожерельями и браслетами, а на головах – диадемы. Музыканты играют на арфе, флейте и барабанах. У всех на головах пышные парики.
Домашнее задание:
- Написать эссе о выдающихся достижениях древнеегипетской цивилизации. Какие из них не утратили своего значения и в наше время.