СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки в 3 классе по теме: Древнейшая песнь материнства...

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может использоваться на уроке музыки по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной в 3 классе к темам второй четверти. Портреты своих мам конечно же ребята нарисуют сами.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе»

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru

Центр подготовки педагогов к аттестации – www.moi-rang.ru


Урок музыки в 3 классе.

ТЕМА: Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

ЦЕЛЬ: Сравнить образ матери в музыке, картинах, поэзии.

ЗАДАЧИ: Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины, развитие толерантности по отношению к культуре других стран и народов; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления на основе восприятия живописных полотен и икон.

МЕТОДЫ: наглядно-иллюстративный, демонстрационный, эмоционального воздействия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: исследовательский метод обучения, система инновационной оценки «портфолио», информационно-коммуникативные.

ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Музыкальное приветствие ребят.

Продолжаем раздел «О России петь – что стремиться в храм»… СЛАЙД 1

Звучит фрагмент «Ave Maria» - Ф. Шуберта

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы.

Вопрос: Чем картина отличается от иконы?

На Руси есть иконы, посвященные Деве Марии. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – Небесной Заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси. Многое «видела» и «слышала» икона: СЛАЙД 2.

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом…..

Здесь в Успенском – В сердце стен Кремлевских,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Путь иконы из Иерусалима в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – многовековой, а образ остается неизменным.

В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ в честь святых и праздников звучат особые песнопения. Каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. Послушайте тропарь Владимирской иконе Божией Матери. В учебнике можно проследить за первыми словами текста.

ТРОПАРЬ – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой.

Звучит тропарь иконе Божией Матери.

На иконе и на картинах художников Рафаэля и Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды. Почему весь мир называет ЕЁ Царицей Небесной?

На стр.45 учебника найдите слова, которые передают твои чувства, когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвященные Богоматери.

ВЕЛИЧИЕ и БЛАГОРОДСТВО, которые служат примером человеческого достоинства.

БОГОРОДИЦА – прежде всего, мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь все самое дорогое, родное, святое связано с мамой.

СЛАЙД 3. Звучит фонограмма песни «Мама» Гаврилина.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этом произведении? ( Волшебный Цветик-Семицветик стр. 8 раб. тетради)

Давайте попробуем исполнить припев песни «Мама» нотами.



СЛАЙД 4-5. Картина К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна». Общая интонация картины тревожная – жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь его от невзгод.

Репродукция картины Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми» передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки, полны покоя и умиротворения.

Вопрос: Какой картине больше соответствует песня «Мама»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Какой праздник отмечает наша страна последнее воскресенье ноября?

Домашним заданием было подготовить стихи о маме и нарисовать портрет своей мамы. СЛАЙД 6-12 (портреты мам)

Учащиеся рассказывают стихи о маме.

(портреты мам мы вложим в портфолио в раздел «Моё творчество»)

Заключение: Подводим итог урока: Какая тема объединяет все произведения сегодняшнего урока? Тема матери.

Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого.

Предлагаю тест. СЛАЙД 13.

Учащиеся оценивают сами себя. Учитель дает оценку учащимся.

Д/З: Ответить на вопросы стр. 47 учебника «Музыка»

В заключении ребята исполняют песню «Самая счастливая» Ибряева.





Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока

Данные об учителе: Кожевникова Наталья Наджулаевна, I квалификационная категория

Предмет: музыка класс 3 УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: Сравнить образ матери в музыке, картинах, поэзии.

Задачи урока: Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины, развитие толерантности по отношению к культуре других стран и народов; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления на основе восприятия живописных полотен и икон.

Формы и методы: наглядно-иллюстративный, демонстрационный, эмоционального воздействия.

Педагогические технологии: исследовательский метод обучения, система инновационной оценки «портфолио», информационно-коммуникативные.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, музыкальный центр, баян.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся 3 класса очень активны: любят петь, танцевать, проигрывать ситуации в играх, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Не могут долго заниматься одним видом деятельности, часто отвлекаются, необходимо заинтересовывать и часто менять виды деятельности.









Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные действия

Слушание фрагмента «Ave Maria» Шуберта

Слушание тропаря Владимирской иконе Божией Матери

Пение припева «Мама» Гаврилина

Анализ музыки

У ученика формируется общее понятие о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии и о подлинной церковной музыке в соединении с текстом;

Учащийся знакомится с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва);

Ученик умеет воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

Ученик учится определять характер музыки, выражающий чувства художника;

Ученик учится сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы.

метапредметные

Познавательные УУД


Общеучебные УД


Логические УД


Учащиеся ориентируются в учебнике, рабочей тетради: определяют знания для изучения и формирования данной темы.

Учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД


Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Саморегуляция

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Коммуникативные УУД


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Учащиеся умеют сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач

Учащиеся слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя

Личностные

Самоопределение



Нравственно-эстетическое оценивание

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.



Этап урока

Уровень достижения планируемого результата

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято)

Коррекционная работа

Орг. момент


Учащиеся соблюдают нормы этикета (здороваются), взаимодействуют с учителем

Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Рисков нет

-

Актуализация знаний (выполнение домашнего задания)

Учащиеся охотно отвечают на вопросы учителя, подготовили стихи, нарисовали портреты своих мам

Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Если ребенок отсутствовал на уроке

Подготовить стихи экспромтом

Изучение нового материала












Учащиеся свободно ориентируются в учебнике, рабочей тетради, находя нужную информацию

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, грамотно строят свою речь


Познавательные:

Отвечают на вопрос учителя

Познавательные:

Дети отвечают на вопрос учителя, находя нужную информацию в учебнике

Ориентируются в учебнике, рабочей тетради

Регулятивные:

понимают и выполняют задания учителя

Познавательные:

Дети отвечают на вопрос учителя, находя нужную информацию в учебнике

Личностные:

Осваивают роль певца


Учащиеся невнимательно слушают музыку



Учащиеся неверно характеризуют музыку




Учащиеся неверно исполняют песню по нотам



Напомнить о правилах поведения, еще раз повторить задание, которое необходимо выполнить во время слушания музыки






Попросить вспомнить музыкальный звукоряд.

Похвалить тех, кто пел правильно

Первичное осмысление и закрепление

Учащиеся делают сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений


Регулятивные

- контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

- самоконтроль.


Познавательные

- выполнять логические операции: сравнение, анализ;

Коммуникативные

- участвовать в коллективном обсуждении;

- аргументировать свое мнение;







Учащиеся затрудняются сравнить содержание художественных и музыкальных образов







Дать возможность поработать с учебником и самостоятельно выявить причины затруднений

Итог урока

Рефлексия

Учащиеся применяют полученные знания при ответе на вопросы теста

Предметные:

Обобщение полученных знаний

Регулятивные:

Мобилизация сил для преодоления препятствий

Учащиеся не справляются с тестом

Проанализировать ошибки, выявить их причину – невнимательность или незнание, возвратиться в памяти к тому или иному музыкальному отрывку.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

  О России петь - что стремиться в храм   По лесным горам, полевым коврам...   О России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть!  Игорь Северянин

  О России петь - что стремиться в храм  По лесным горам, полевым коврам...  О России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть! 

Игорь Северянин

Не на троне – на Её руке, Левой ручкой обнимая шею, - Взор во взор, щекой припав к щеке… Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты.

Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке…

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты.

Мама  Руки усталые тихо опущены  Волосы русые в узел завязаны  Тихая моя   Нежная моя  Добрая моя мама (2 раза весь припев)   Всё мне мерещатся годы бывалые  Юности прожитой кофточка алая   Тихая моя  Нежная моя  Добрая моя мама (2 раза весь припев)  Как уберечь тебя?   Как защитить тебя?  Как удержать тебя в дни быстротечные?   Тихая моя  Нежная моя   Добрая моя мама(2 раза весь припев)

Мама Руки усталые тихо опущены Волосы русые в узел завязаны Тихая моя  Нежная моя Добрая моя мама (2 раза весь припев) Всё мне мерещатся годы бывалые Юности прожитой кофточка алая Тихая моя Нежная моя Добрая моя мама (2 раза весь припев) Как уберечь тебя?  Как защитить тебя? Как удержать тебя в дни быстротечные? Тихая моя Нежная моя  Добрая моя мама(2 раза весь припев)

Тестовые задания по теме: « О России петь, что стремиться в храм»       Что сопровождает службу в православной церкви  А) звучание органа;  Б) колокольный звон;  В) звучание симфонического оркестра?  2. «Великий колокольный звон» написал  А) М.Мусоргский;  Б) Д.Шостакович;  В) Д.Кабалевский?  3. Святой – это  А) добрый человек;  Б) умный человек;  В) человек, совершивший подвиг во имя веры и страны?  4. Кто не является святым  А) А.С.Пушкин;  Б) Александр Невский;  В) Сергий Радонежский?  5. Кто автор кантаты «Александр Невский»  А) С.Прокофьев;  Б) С.Рахманинов;  В) М.Мусоргский?  6. Какой христианский праздник отмечают после Нового года?  А) Рождество;  Б) Пасху;  В) Благовещение?  7. С чего по мнению П.Чайковского должен начинаться день  А) с зарядки;  Б) с молитвы;  В) с застолья?

Тестовые задания по теме: « О России петь, что стремиться в храм»     Что сопровождает службу в православной церкви А) звучание органа; Б) колокольный звон; В) звучание симфонического оркестра? 2. «Великий колокольный звон» написал А) М.Мусоргский; Б) Д.Шостакович; В) Д.Кабалевский? 3. Святой – это А) добрый человек; Б) умный человек; В) человек, совершивший подвиг во имя веры и страны? 4. Кто не является святым А) А.С.Пушкин; Б) Александр Невский; В) Сергий Радонежский? 5. Кто автор кантаты «Александр Невский» А) С.Прокофьев; Б) С.Рахманинов; В) М.Мусоргский? 6. Какой христианский праздник отмечают после Нового года? А) Рождество; Б) Пасху; В) Благовещение? 7. С чего по мнению П.Чайковского должен начинаться день А) с зарядки; Б) с молитвы; В) с застолья?

Домашнее задание:    Ответить на вопросы.  (стр. 47 учебника «Музыка»)

Домашнее задание: Ответить на вопросы. (стр. 47 учебника «Музыка»)