СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему "Антропогенез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие взглядов на происхождение человека

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Антропогенез"»

МБОУ СОШ №8 им. Номто Очирова Класс – 11 Учитель биологии: Максимова Н.П.

МБОУ СОШ №8 им. Номто Очирова

Класс – 11

Учитель биологии: Максимова Н.П.

Тема урока:  АНТРОПОГЕНЕЗ (Повторительно-обобщающий урок по теме)   «Создает человека природа,  но развивает и образует его  общество»       ( В . Г . Белинский ) Систематизация, закрепление и совершенствование знаний . ЦЕЛЬ УРОКА:

Тема урока:  АНТРОПОГЕНЕЗ

(Повторительно-обобщающий урок по теме)

«Создает человека природа,

но развивает и образует его

общество»

( В . Г . Белинский )

Систематизация, закрепление и совершенствование знаний .

ЦЕЛЬ УРОКА:

План урока:  Организационный момент; Развитие взглядов на происхождение человека; Систематическое положение человека в органическом мире; Доказательства происхождения человека от животных; Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян; Стадии антропогенеза (презентация); Движущие силы антропогенеза (схема); Расы; Закрепление:  А) Программированный диктант;  Б) Терминология;  В) Отработка части «В».

План урока:

  • Организационный момент;
  • Развитие взглядов на происхождение человека;
  • Систематическое положение человека в органическом мире;
  • Доказательства происхождения человека от животных;
  • Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян;
  • Стадии антропогенеза (презентация);
  • Движущие силы антропогенеза (схема);
  • Расы;
  • Закрепление:

А) Программированный диктант;

Б) Терминология;

В) Отработка части «В».

В книге

В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Чарльз Роберт Дарвин ( 1809-1882)

Развитие взглядов на происхождение человека

Древние предки человека были покрыты шерстью, имели подвижные, заостренные уши, хвост. Жили они на деревьях. Как же шло формирование современного человека? Какими были его предки?

Животные Империя Ядерные Надцарство Царство Приматы Подцарство Позвоночные Тип Хордовые Подтип Многоклеточные Класс Узконосые обезьяны Отряд Люди(Гоминиды) Подотряд Человек разумный Семейство Млекопетающие Род Клеточные Вид Человек

Животные

Империя

Ядерные

Надцарство

Царство

Приматы

Подцарство

Позвоночные

Тип

Хордовые

Подтип

Многоклеточные

Класс

Узконосые обезьяны

Отряд

Люди(Гоминиды)

Подотряд

Человек разумный

Семейство

Млекопетающие

Род

Клеточные

Вид

Человек

3. Систематическое положение человека в органическом мире . Царство Подцарство Тип Подтип Класс Подкласс Отряд Подотряд Семейство Род Вид Подвид Животные Многоклеточные Хордовые Позвоночные Млекопитающие Плацентарные Приматы Человекообразные Люди (Гоминиды) Человек (Ноmo) Человек разумный (Homo sapiens )

3. Систематическое положение человека

в органическом мире .

Царство

Подцарство

Тип

Подтип

Класс

Подкласс

Отряд

Подотряд

Семейство

Род

Вид

Подвид

Животные

Многоклеточные

Хордовые

Позвоночные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы

Человекообразные

Люди (Гоминиды)

Человек (Ноmo)

Человек разумный (Homo sapiens )

Доказатедьство происхождения человека от животных Вот так, по мнению ученых, выглядели наши давно исчезнувшие родственники. Как видите, наши предки постепенно становились выше и чем дальше, тем меньше походили на обезьян.  На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась. Прежние механизмы антропогенеза перестали действовать.

Доказатедьство происхождения человека от животных

Вот так, по мнению ученых, выглядели наши давно исчезнувшие родственники. Как видите, наши предки постепенно становились выше и чем дальше, тем меньше походили на обезьян.

На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась. Прежние механизмы антропогенеза перестали действовать.

Основные этапы антропогенеза Генеалогическое древо приматов.  1 - плезиадацис, 2 - дриопитек африканский, 3 - рамапитек, 4 - австралопитек, 5 - австралопитек войсен, 6-7 - Homo erectus, 8 - неандерталец, 9 - Homo sapiens, 10 - современный человек.

Основные этапы антропогенеза

Генеалогическое древо приматов. 1 - плезиадацис, 2 - дриопитек африканский, 3 - рамапитек, 4 - австралопитек, 5 - австралопитек войсен, 6-7 - Homo erectus, 8 - неандерталец, 9 - Homo sapiens, 10 - современный человек.

Изоляция Дрейф генов Естественный отбор на фоне борьбы за существование Общественная жизнь Сознание Наследственная изменчивость Трудовая деятельность Речь Движущие силы антропогенеза (схема).  Факторы антропогенеза Социальные Биологические

Изоляция

Дрейф генов

Естественный отбор на фоне борьбы за существование

Общественная жизнь

Сознание

Наследственная изменчивость

Трудовая деятельность

Речь

Движущие силы антропогенеза (схема).

Факторы антропогенеза

Социальные

Биологические

Расы.  Разница в цвете кожи – Не в счет. В людях – черных, белых, желтых – Красная кровь течет! «. Рождественский»

Расы.

Разница в цвете кожи –

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых –

Красная кровь течет!

«. Рождественский»

Монголоидная  Европеоидная  Негроидная

Монголоидная

Европеоидная

Негроидная

Терминологический диктант

  • Наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида - ….
  • Процесс историко-эволюционного формирования человека и первоначального развития его трудовой деятельности, речи - ….
  • Работа Ч.Дарвина, в которой он на многочисленных примерах убедительно доказал животное происхождение человека от древних обезьян, - ….
  • Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор относятся к … факторам эволюции человека.
  • Изготовление орудий труда, общественный характер жизни, сознание и речь относятся к … факторам человека.
  • Основной предпосылкой превращения обезьяны в человека было ….
  • Автор статьи «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» - ….
  • В процессе превращения обезьяны в человека не только органом, но и продуктом труда стала ….
  • Все человечество, населяющее Землю в настоящее время, принадлежит к подвиду ….
  • По общим пропорциям тела, строению кисти, стопы, таза из современных человекообразных обезьян ближе всего к человеку ….
  • Наименьшим генетическим сходством с человеком из современных человекообразных обезьян обладает … сегмент
  • Мышцы носа, ушные мышцы, третье веко, волосы на теле, аппендикс, сегментированность брюшной мускулатуры, зубы мудрости и копчиковые кости позвоночника являются у человека ….
  • Многососковость, развитие клыков и хвоста, густой волосяной покров на теле являются у человека ….
  • Группа вымерших человекообразных обезьян, являющихся предками современных человекообразных обезьян и человека, ….
  • Обобщенное название древнейших людей, рассматриваемых в качестве второй стадии в эволюции рода Человек (Homo), - ….
  • Переходная ступень от обезьяны к человеку в эволюции гоминид, существование которой предсказал Э.Геккель, так называемые «обезьянолюди», - ….
Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте правильность выполнения теста.

Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте правильность выполнения теста.

Ответы:  9 – человек разумный; 10 – горилла; 11 – гиббон; 12 – рудименты; 13 – атавизмом; 14 – дриопитеки; 15 – архантропы; 16 – питекантропы; 1 – антропология; 2 – антропогенез; 3 – «Происхождение человека  и половой отбор»; 4 - биологическим; 5 – социальные; 6 – прямохождение; 7 - Ф.Энгельс; 8 – рука;

Ответы:

9 – человек разумный;

10 – горилла;

11 – гиббон;

12 – рудименты;

13 – атавизмом;

14 – дриопитеки;

15 – архантропы;

16 – питекантропы;

1 – антропология;

2 – антропогенез;

3 – «Происхождение человека

и половой отбор»;

4 - биологическим;

5 – социальные;

6 – прямохождение;

7 - Ф.Энгельс;

8 – рука;

В 5 – В6 (на соответствие)

Пути биологического процесса, обеспечившее появление признаков у человека

В 5 :

Признаки

Пути биологического процесса

1. Происхождение

2. Отсутствие шерстного покрова

3. Червеобразный отросток слепой кишки

4. Абстрактное мышление

5. Устная речь

6. Письменная речь

А. Идиоадаптация

Б. Ароморфоз

В. Общая дегенерация

В6 :

Признаки

Таксон

1. Ногти

2. Позвоночник

3. Пятипалая конечность

4. Большой палец передней конечности противопоставлен

остальным

5. Прогрессивное развитие коры головного мозга

6. 5 отделов головного мозга

А. Позвоночные

Б. Приматы

В8: Установите правильную последовательность названий, отражающую систематическое положение человека, начиная с самой крупной систематичной единицы.

В7 – В8 (на последовательность).

В7: Установите правильную последовательность основных стадий эволюции человека (от древних форм к современным формам).

Признаки

Признаки

А. Питекантроп

Б. Человек умелый

В. Кроманьонец

Г. Австралопитек

Д. Неандерталец

Приматы

  • Хордовые
  • Человек
  • Люди
  • Позвоночные
  • Млекопитающие

С :

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, укажите их .

  • Процесс эволюции человека называют антропогенезом.
  • Его движущими силами являются только биологические факторы.
  • Именно они в настоящее время преобладают в эволюции человека.
  • Выделяют 3 основные бывшие расы: . европеоидную, монголоидную, австрало-негроидную.
  • Расовые признаки являются видовыми.
  • Процесс формирования рас называется расогенезом.
Ответы:  В5 :  1 2 Б 3 В 4 В 5 Б 6 А А В6:  1 2 Б А 3 4 А Б 5 6 Б А  В7: 1 Г 2 3 Б 4 А 5 Д В В8:  1 Б 2 3 Д 4 Е 5 А Г 6 В С:  2, 3, 5 .

Ответы:

В5 :

1

2

Б

3

В

4

В

5

Б

6

А

А

В6:

1

2

Б

А

3

4

А

Б

5

6

Б

А

В7:

1

Г

2

3

Б

4

А

5

Д

В

В8:

1

Б

2

3

Д

4

Е

5

А

Г

6

В

С:

2, 3, 5 .

Итоги урока.  «В ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ЕЩЕ МНОГО ЗАГАДОК И НЕТ ОТВЕТОВ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ПОЭТОМУ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА ТАК ИНТРИГУЕТ И ПОРОЖДАЕТ НОВЫЕ ТЕОРИИ И ФАНТАЗИИ…»    Домашнее задание:  Ответить на вопросы части С; Почему людей разных рас относят к одному виду? Почему появляются атавизмы у отдельных людей?

Итоги урока.

«В ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ЕЩЕ МНОГО ЗАГАДОК И НЕТ ОТВЕТОВ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ПОЭТОМУ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА ТАК ИНТРИГУЕТ И ПОРОЖДАЕТ НОВЫЕ ТЕОРИИ И ФАНТАЗИИ…»

Домашнее задание:

  • Ответить на вопросы части С;
  • Почему людей разных рас относят к одному виду?
  • Почему появляются атавизмы у отдельных людей?