СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему"Внимание, память, речь, мышление"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает характеристику различные проявления высшей нервной деятельности  (мышление, речь, память и т.д.) а так же  их роль в жизни человека  В состав включены тесты, позволяющие оценить характеристики различных видов памяти  и устойчивость внимания

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему"Внимание, память, речь, мышление"»

Тема : ВНД. Мышление, речь, внимание, память Цели урока: - дать определение высшей нервной  деятельности человека и рассмотреть её  проявления  - охарактеризовать различные проявления  высшей нервной деятельности  (мышление, речь, память и т.д.) и  установить их роль в жизни человека  - провести тесты позволяющие оценить  характеристики различных видов памяти  и устойчивость внимания

Тема : ВНД. Мышление, речь, внимание, память

Цели урока: - дать определение высшей нервной

деятельности человека и рассмотреть её

проявления

- охарактеризовать различные проявления

высшей нервной деятельности

(мышление, речь, память и т.д.) и

установить их роль в жизни человека

- провести тесты позволяющие оценить

характеристики различных видов памяти

и устойчивость внимания

ВНД человека – это деятельность мозга связанная с его психикой.   Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

ВНД человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности:

  • Мышление
  • Речь
  • Память
  • Внимание
  • Эмоции
  • Воля
 Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами.

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами.

Виды мышления По форме:  1) наглядно-действенное,  2) наглядно-образное,  3) абстрактно-логическое. По характеру задач:  1) теоретическое,  2) практическое

Виды мышления

  • По форме:

1) наглядно-действенное,

2) наглядно-образное,

3) абстрактно-логическое.

  • По характеру задач:

1) теоретическое,

2) практическое

Виды мышления По степени новизны и оригинальности:  1) репродуктивное  (воспроизводящее),  2) продуктивное (творческое).

Виды мышления

  • По степени новизны и оригинальности:

1) репродуктивное

(воспроизводящее),

2) продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ  – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез  – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение  – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение  – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование  – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Мыслительные операции:

  • Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части.
  • Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое.
  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними.
  • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.
  • Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления.   Функции речи: В общении:  Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.  Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи:

  • В общении:

Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.

Функции речи:  В мышлении:  Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.  Обобщение  – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Функции речи:

  • В мышлении:

Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние.

Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Внутренняя Устная Письменная Аффективная Диалогическая Монологическая

Виды речи:

  • Внешняя
  • Внутренняя
  • Устная
  • Письменная
  • Аффективная
  • Диалогическая
  • Монологическая
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

МЕХАНИЗМ:    РАЗДРАЖИТЕЛЬ НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС  ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОЙ МОЗГ

МЕХАНИЗМ:

РАЗДРАЖИТЕЛЬ

НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС

ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

СТРУКТУРЫ МОЗГА,  СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ПАМЯТИ

СТРУКТУРЫ МОЗГА,

СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ПАМЯТИ

 ПО СИЛЕ ВОЛИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ МЫШЛЕНИЯ СМЫСЛОВАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ

ПО СИЛЕ ВОЛИ

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ

ПРОИЗВОЛЬНАЯ

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

КРАТКОВРЕМЕННАЯ

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ МЫШЛЕНИЯ

СМЫСЛОВАЯ

МЕХАНИЧЕСКАЯ

ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   эмоциональная словесно-логическая двигательная образная

ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

эмоциональная

словесно-логическая

двигательная

образная

Основные процессы памяти

Основные процессы памяти

Опыт №1 Определение слуховой памяти  В течении 40 секунд внимательно прослушайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. По истечении времени запишите все слова,  которые вам удалось запомнить, в любом порядке.  Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.  Высчитайте процент запоминания по формуле и сделайте вывод, согласно данным таблицы

Опыт №1

Определение слуховой памяти

В течении 40 секунд внимательно прослушайте

предложенные слова и постарайтесь запомнить их. По истечении времени запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.

Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.

Высчитайте процент запоминания по формуле и сделайте вывод, согласно данным таблицы

 х 100%=   90-100% - отличная память 70-90% - очень хорошая память 50-70% - хорошая память 30-50% - удовлетворительная память 10-30% - плохая память 0-10% - очень плохая память

х 100%=

 

  • 90-100% - отличная память
  • 70-90% - очень хорошая память
  • 50-70% - хорошая память
  • 30-50% - удовлетворительная память
  • 10-30% - плохая память
  • 0-10% - очень плохая память
Опыт №2 Выявление объёма кратковременной памяти  В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. Запишите все слова,  которые вам удалось запомнить, в любом порядке.  Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.  Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Опыт №2

Выявление объёма кратковременной

памяти

В течении 1 минуты внимательно прочитайте

предложенные слова и постарайтесь запомнить их.

Запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.

Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.

Полученный результат сравните с таблицей и

сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

СТОП

СТОП

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Определение характеристик объёма памяти

Число баллов

Характеристика памяти

6 и меньше

Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память.

7-12

Объём памяти чуть ниже среднего.

13 - 17

Объём памяти хороший.

18 - 21

Объём памяти отличный.

Свыше 21

Ваша память феноменальна

Опыт №3  Определение объёма зрительной памяти  Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2.  Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Опыт №3 Определение объёма зрительной памяти

Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2.

Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №1

Рисунок №2

Рисунок №2

СТОП

СТОП

Проверка

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо  0 -10 % - очень плохо

Показатели зрительной памяти

  • 90 – 100 % - отлично
  • 70 – 90 % - очень хорошо
  • 50 – 70 % - хорошо
  • 30 – 50 % - удовлетворительно
  • 10 -30 % - плохо
  • 0 -10 % - очень плохо
Опыт №4 Запоминание логически связанного материала  В течении 1 минуты внимательно прочитайте Предложенный текст и постарайтесь запомнить выделенные слова и их последовательность. Запишите все слова,  которые вам удалось запомнить, в правильном порядке.  Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.  Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Опыт №4

Запоминание логически связанного материала

В течении 1 минуты внимательно прочитайте

Предложенный текст и постарайтесь запомнить выделенные слова и их последовательность.

Запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в правильном порядке.

Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл.

Полученный результат сравните с таблицей и

сделайте вывод.

СТОП

СТОП

 х 100%=   90-100% - отличная память 70-90% - очень хорошая память 50-70% - хорошая память 30-50% - удовлетворительная память 10-30% - плохая память 0-10% - очень плохая память

х 100%=

 

  • 90-100% - отличная память
  • 70-90% - очень хорошая память
  • 50-70% - хорошая память
  • 30-50% - удовлетворительная память
  • 10-30% - плохая память
  • 0-10% - очень плохая память
Опыт №5  Изучение устойчивости внимания  Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После окончания опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Опыт №5 Изучение устойчивости внимания

Внимательно присмотритесь к рисунку

на котором изображена проекция усечён-

ной пирамиды в течении 30 секунд. При

каждом изменении восприятия не глядя

в тетрадь делаете штрих. После окончания опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

СТОП

СТОП

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое

Оценка характера устойчивости внимания

Частота изменения изображения

Характеристика внимания

Не более 11 раз

Очень устойчивое

12 -20 раз

Средней устойчивости

Более 20 раз

Недостаточно устойчивое

 ДЕЛАЙТЕ АССОЦИАЦИИ Дружба Путешествие Богатство

ДЕЛАЙТЕ АССОЦИАЦИИ

Дружба Путешествие Богатство

СТРУКТУРИРУЙТЕ И СОЗДАВАЙТЕ СХЕМЫ

СТРУКТУРИРУЙТЕ И СОЗДАВАЙТЕ СХЕМЫ

 Вспомните порядок следования цветов в спектре.  Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.    Вспомни, с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы.  Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Вспомните порядок следования цветов в спектре.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Вспомни, с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Память относится к познавательным процессам.   Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков

Память относится к познавательным процессам.

  • Накопление впечатлений об окружающем мире
  • Сохранение опыта
  • Использование жизненного опыта
  • Хранение знаний и навыков

Память - основа нашего сознания  Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Память - основа нашего сознания

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.