Обобщение и систематизация раздела «Кинематика»
“ Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить”.
Эдисон
Главной задачей кинематики является математическое (уравнениями, графиками, таблицами и т. п.) определение положения и характеристик движения точек или тел во времени.
Роль механики в науке, технике, жизни
Механика
Статика
Законы сохранения
Кинематика
Динамика
Историческая справка
Систематизация
Закрепление
Подведение итогов
Обобщение -это мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам.
Систематизация - мыслительная операция, которая выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений, мыслей в определенном порядке – пространственном, временном, логическом
- В субботу до возвращения в гараж автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье – 15 рейсов. В какой из этих дней автобус совершил большее перемещение? Проехал больший путь?
- Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный ею путь мог равняться перемещению?
- Лётчик – спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно?
Определите вид движения и распределите их по столбцам.
- 1) V = 3 - 2t 2) V = 5t 3) X = 4 + 10t
- 4) S = 1.5 t 2 5) X = 8t + 0.2t 2 6) S = -2t + 0.5t 2
Равномерное
Равноускоренное
Равноускоренное
V 0 =0
V 0 = 0
История развития кинематики
АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle ) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Основные представления аристотелевской механики.
Историческая заслуга Аристотеля перед естествознанием состоит в том, что он стал основателем системы знаний о природе—физики. Центр понятия аристотелевской физики –понятие движения.
Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении—механику.
Все механические движения он разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном, земном мире. Естественное движение—это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела вниз, а легкого вверх.
Все остальные движения на Земле—насильственные и требуют применения силы.
Долгое время понятия о кинематике были основаны на работах Аристотеля, в которых утверждалось, что скорость падения пропорциональна весу тела, а движение в отсутствие сил невозможно. Механика Аристотеля содержала в себе глубокое противоречие—ведь есть немало видов движения, которые осуществляются без видимого приложения силы.
Что вызывает эти движения?
Поиски ответа на этот вопрос растянулись на столетия Только в конце XVI века этим вопросом подробно занялся Галилео Галилей. Изучая свободное падение(знаменитые опыты на Пизанской башне) и инерцию тел, он доказал неправильность идей Аристотеля. Итоги своей работы по данной теме он изложил в книге «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению .
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
АМПЕР АНДРЕ МАРИ
В XVIII веке Ампер первый использовал вариационное
исчисление в кинематике.
Сформулировал понятие
«кинематика»
КИНЕМАТИКА
ЧТО ИЗУЧАЕТ?
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ
КРИВОЛИНЕЙНОЕ
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ
РАВНОМЕРНОЕ
НЕРАВНОМЕРНОЕ
РАВНОМЕРНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ПО
ОКРУЖНОСТИ
РАВНОУСКОРЕННОЕ
С ПЕРЕМЕННЫМ
УСКОРЕНИЕМ
ВИДЫ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
РАВНОУСКОРЕННОЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ
РАВНОМЕРНОЕ ПО ОКРУЖНОСТИ
РАВНОМЕР-НОЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ
ХАРАКТЕРИС-ТИКИ
ДВИЖЕНИЯ
СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ
ЛЮБОЕ
a=(V-V 0 ) / t
a=const
2
V/R
2
УСКОРЕНИЕ
a=0
g=9.8 м/c
МГНОВЕННАЯ СКОРОСТЬ
V=const
V=S/t
V=V + gt
V=V + at
V=S/t
0
0
Находят геометрическим путем
2
h=V t + at
0
2
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
S=Vt
2
S=V t + at
0
2
L=S
L=Vt
L=h
L=S
ПУТЬ
Определить время реакции
По данному графику предлагается проанализировать ситуацию
Домашнее задание
Рефлексия:
- 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется
- активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
v
Х
t
t
0
0
S
V
v 0
t
t
0
назад