Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
7 класс
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначенный для украшения различных предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов декоративно – прикладного искусства.
Геометрический орнамент ..
Состоит геометрических элементов, лишенный как правило, наглядных признаков изобразительности. В процессе эволюции геометрический орнамент сохранил свою эстетическую ценность благодаря строгому чередованию элементов и их цветовых сочетаний
Геометрический орнамент ..
Растительный орнамент
Основной материал орнамента – декоративно переработанные цветы, листья и ветки каких-либо растений. Формы растительного орнамента могут отличаться от природных форм и даже вовсе не совпадать с ними. Многие цветы изображаются как- бы в продольном разрезе или увиденном сверху, листья развернутыми в фас.
Растительный орнамент
Зооморфный орнамент
В основу орнаментальных композиций положены как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей рыб.
Пейзажный орнамент .
Характеризуется реалистическим и стилизованным изображением природы, архитектурных памятников и т.п. Мотивы пейзажного орнамента применяются для художественного оформления портьерных тканей, шпалер.
Геральдический орнамент .
- Представляет собой композиции с изображением гербов, орденов и медалей, эмблем и значков.
Идеограммы
Древние образы в народном искусстве - т.е. символика рисунков и смысловое значение. Свое понятие о мире человек выражал условными знаками или как мы их называем оберегами.
Резьба по дереву
Русская изба
Наличник окна
Интерьер избы
Немного истории
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Но самое большое распространение вышивка получила в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг к другу обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме.
Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи.
В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой.
К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года).
Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
Земля , в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью.
Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.
По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье.
Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица , предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами.
Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Животворящая сила воды , питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.
Кубанская вышивка
Белый цвет – цвет, на котором зарождалась жизнь
Красный цвет – цвет, любви, жизни, в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).
Черный – цвет плодородного кубанского чернозема, богатство Кубани
Основные символы
Древо – символ жизни, единства рода.
Огонь – очистительная сила.
Вода – живительная сила.
Основные символы
Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.
Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.
Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Конь – оберег домашнего очага, символ добра.