Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обществознания "Наука"»
НАУКА
Обществознание 11 класс
Профильный уровень
Науковедение - наука о науке
Взаимодействие науки с другими сферами жизни общества
Закономерности функционирования и развития науки
Структуру и динамику научной деятельности
- НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности
- НАУКА – это сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний.
Научное знание
- Полезно (т.к. способствует интеллектуальному развитию человека, позволяет предвидеть возможные результаты деятельности и совершенствовать средства деятельности)
- Самоценно (т.к. объективно)
Функции науки
- Познавательная (познавательно-объяснительная)
- Практически - деятельностная
- Культурная ( культурно-мировоззренческая)
- Социальная
- Функция науки как непосредственной производительной силы общества
Задание: используя учебник, объясните смысл каждой функции
Задание формата ЕГЭ Приведите примеры проявления функции науки как непосредственной производительной силы общества.
- - исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии;
- - благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления;
- - изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники.
Задание формата ЕГЭ
- Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартья Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за свой вклад в развитие экономической теории благосостояния, учёный занимался теорией распределения ресурсов в обществе.
Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Ответ поясните. Приведите свой пример проявления данной функции науки.
- Функция науки - социальная , потому что предлагая теорию распределения ресурсов, наука помогает решать острые социальные, экономические и политические проблемы человечества. Таким образом наука участвует в социальном развитии и управлении социальными процессами.
примеры проявления данной функции науки:
- научная разработка решения экологических проблем;
- научное обоснование стратегии борьбы с мировым терроризмом;
- научный анализ путей преодоления межнациональных конфликтов.
Черты современной науки:
- Всеохватность и универсальность
- Незавершённость
- Сочетание индивидуального поиска и деятельности коллективов
- Сочетание дифференциации и интеграции исследований
Этика науки
- Внутренняя этика науки - авторство и плагиат; критический разбор того, что сделано со стороны и самому; публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; консультирование; популяризация
- Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.
- Не навреди
- Научная честность и стремление к истине
- Добросовестность научного исследования
- Социальная ответственность
Задание формата ЕГЭ
- Известны слова поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и к их последствиям? Приведите два примера, подтверждающих ваши выводы.
Задание формата ЕГЭ
- Слова поэта имеют непосредственное отношение к современным научным открытиям, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
Например:
- развитие генной инженерии позволило вывести новые сорта растений и животных, но привело к утрачиванию генов, которые могут понадобиться в будущем.
- развитие ядерной энергетики вооружило человечество новым источником энергии, но аварии на АЭС вызывают большое число жертв и огромные материальные потери.
Домашнее задание
- П. 31
- Стр. 335 «Подумайте, обсудите, сделайте», задание № 2, 3, 4.