ПРАВОТВОРЧЕСТВО
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Процесс возведения государственной воли в нормативный правовой акт
Задачи правотворчества
Выявление устаревших, неэффективных правовых актов
Обновление законодательства с учетом изменений в общественных процессах
Приостановление нормативных правовых актов, не учитывающих сложности экономических, политических, религиозных противоречий, обостряющие кризисную ситуацию
Устранение пробелов в праве
Потребности общества, общественные интересы
Интересы политических сил, группирующихся вокруг лидеров и лиц, находящихся у власти
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Нормативные правовые акты
ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Принцип научности (использование научных методов и способов на всех стадиях правотворческого процесса)
Принцип законности (соблюдение процедурных правил и правового поведения всех участников правотворческого процесса)
Принцип демократизма и плюрализма (всесторонний учет интересов общества и государства)
Принцип системности (строгий учет системных характеристик права – внутренняя согласованность)
Принцип исполнимости (необходимость учета всего спектра факторов, которые создают предпосылки для реализации нормативного правового акта)
Принцип профессионализма (правотворческой деятельностью должны заниматься компетентные лица)
Принципы гласности (опубликование нормативных правовых актов)
Принцип эффективности (учет факторов правоприменительной деятельности)
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
По субъектам правотворчества
По уровню правотворчества
Государственные органы
Народ
Непосредственное правотворчество (народ)
Законотворчество
Должностные лица
Органы местного самоуправления
Подзаконное правотворчество
Локальное правотворчество
Договорное правотворчество
Корпоративное правотворчество
СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Законодательная инициатива
Обсуждение законопроекта
Принятие законопроекта
Промульгация закона (опубликование закона в официальном источнике)
Действия участников правотворческого процесса на разных его стадиях
Изучение и анализ общественных явлений и процессов
Определение вида органов, субъектов, правомочных на принятие нормативного правового акта
Принятие решения о подготовке нормативного правового акта
Разработка концепции нормативного правового акта
Подготовка проекта нормативного правового акта
Предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта
Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта
Единый портал для размещения законопроектов федеральных органов власти для общественного обсуждения regulation.gov.ru
В основе работы данного Портала лежит принцип так называемого краудсорсинга* Первоначально краудсорсинг использовался в рамках реализации коммерческих задач, однако развитие средств коммуникаций, прежде всего сети Интернет, позволило краудсорсингу из коммерческого проекта стать способом решения гуманитарных вопросов, в том числе и правовых. * краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов") - это передача определенных функций неопределенному кругу лиц.
9 февраля 2011 года Д.А. Медведев принял Указ № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 были утверждены Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . В соответствии с данным Постановлением информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет.
Интерфейс Единого портала для размещения законопроектов федеральных органов власти для общественного обсуждения
Официальное рассмотрение проекта нормативного правового акта
Принятие нормативного правового акта
Изучение эффективности функционирования принятого нормативного правового акта*
*На текущий момент широко внедряется система так называемой оценки регулирующего воздействия.
Данной оценке подвергаются не только проекты нормативных правовых актов, но и действующие НПА.
Целью оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы актов является повышение качества правового регулирования в предпринимательской и инвестиционной сфере деятельности, выявление в проектах актов и актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечение возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием, и установления баланса интересов посредством анализа последствий и эффектов введения правового регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности.
Например:
На основании Постановления Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области» принято заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Московской области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области
Принятие нормативного правового акта на примере федерального закона
Выявление потребности в принятии федерального закона
Внесение предложений о принятии федерального закона – законодательная инициатива
Субъекты законодательной инициативы
Президент РФ
Совет Федерации
Члены Совета Федерации
Депутаты Государственной Думы
Правительство Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
Конституционный суд РФ
Верховный суд РФ
Законопроект вносится в Государственную Думу
Рассмотрение законопроекта профильным комитетом Государственной Думы*
Принятие федерального закона Государственной Думой производится большинством голосов от общего числа депутатов (более 226 депутатов)
5 дней
Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации если:
за его принятие проголосовало более половины от общего числа членов СФ
в течение 14 дней он был рассмотрен СФ
5 дней
Принятый Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования
14 дней
На подписание Президентом и обнародование федерального закона
Если федеральный закон Президентом отклонен
Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию
* Законотворческая деятельность Государственной Думы регулируется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 № 2134-11 ГД
На сайте Государственной Думы действует автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
(интерфейс сайта на следующих слайдах)
Официальное опубликование федерального закона
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня его подписания Президентом РФ
Официальным опубликованием федерального закона, считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" ( www.pravo.gov.ru ).
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу