Общество как сложная динамичная система.
Гальченко Л.И.
Учитель обществознания
г.Новоуральск
(по учебнику обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова)
03.10.16
Актуализация знаний
- Разберем домашнее задание стр.17 – вопросы и задания;
- Работа с документом (П.Сорокин)
- «Мысли мудрых» с.18
03.10.16
Практические выводы изученного материала.
- Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей ( не менее 2-х выводов)?
- Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
- Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?
03.10.16
План изучения нового материала.
- Система и система социальная.
- Социальные институты.
03.10.16
Задание №25 формат ЕГЭ
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах, и одно предложение раскрывающее особенности социальной системы.
- Затруднения? Давайте работать над ними вместе.
03.10.16
Система (греч)- «целое, составленное из частей. Это подсистемы и элементы. Динамическая система?
03.10.16
03.10.16
Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?
03.10.16
Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.
03.10.16
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социальной системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему (18-21). План должен содержать не менее 3-х пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
03.10.16
Особенности социальной системы План
- Природная и социальная система.
- Макроструктура общества: а) суперсистема б) подсистемы (производственная, социальная, политическая, духовная)
- Наличие разнокачественных элементов: а) материальных (технические устройства, учреждения и т.д.) б) идеальных (ценности, идеи, традиции)
- Человек- основной элемент общества делает социальную систему более подвижной.
- Динамичность социальной системы: а) прогресс б) регресс в) революция г) эволюция
03.10.16
Особенности социальной системы План
6. Интегративное качество системы как целого(связи между компонентами превращают общество в систему)
7. Социальная система - самоуправляемая.
8. Среда общества как системы.
9. Функции общественной системы:
а) адаптации;
б) целедостижения;
в)поддержания образца;
г) интеграции.
03.10.16
Главные выводы:
- Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.
03.10.16
- Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.
03.10.16
Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
?
?
Главные социальные институты
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
03.10.16
Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
Воспроизводство рода
Безопасность и социальный порядок
Главные социальные институты
?
Средства существования
?
?
?
?
Получение знаний и социализация
?
?
Духовные проблемы
?
?
?
03.10.16
Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
Воспроизводство рода
Безопасность и социальный порядок
Главные социальные институты
Семейно-бытовая
Средства существования
Политическая, государственная
?
?
экономическая
Получение знаний и социализация
?
Научная, воспитательная, образовательная
Духовные проблемы
?
религиозная
?
03.10.16
Социальные институты.
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности.
Потребность в воспроизводстве рода.
Главные социальные институты .
Семейно-бытовая деятельность.
Потребность в безопасности и социальном порядке.
Политическая, государственная деятельность.
Потребность в средствах
существования.
Институт семьи и брака.
Потребность в получении знаний, социализации детей.
Политические институты,
государство.
Трудовая, экономическая деятельность.
Экономические институты, производство.
Научная, воспитательная образовательная деятельность.
Потребность в решении
духовных проблем.
Религиозная деятельность
Институты науки, образования, культуры.
Институт религии.
03.10.16
Запомним.
- Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей.
- Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности.
- Эти формы сложились исторически .
- Такая деятельность регулируется нормами, обычаями, традициями.
03.10.16
Каждый социальный институт выполняет свои функции. Какие функции выполняет институт образования?
03.10.16
Функции социальных институтов
- Какие функции выполняет институт религии?
03.10.16
Функции социальных институтов
- Какие функции выполняет институт СМИ?
03.10.16
- Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
- часть материального мира
- социальную среду обитания человека
- целостную систему
- совокупность общностей
03.10.16
- Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
03.10.16
задание
- Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
- обособление от природы
- отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
- способность к самоорганизации и саморазвитию
- выделение из материального мира
- постоянные изменения
- возможность деградации отдельных элементов
03.10.16
задание
текст
Слова для вставки
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
А) государство
Б) деятельность
В) заповеди
Г) нормы
Д) парламент
Е) признак
Ж) элементы
Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.
03.10.16
Слова для вставки
текст
Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)
Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.
- А) воспитание
- Б) законы
- В) звено
- Г) институт
- Д) нормы
- Е) поведение
- Ж) функции
03.10.16
Задание №25 формат ЕГЭ
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах, и одно предложение раскрывающее особенности социальной системы.
03.10.16
Домашнее задание.
- Прочитать и осмыслить практические выводы к § 2. На что ориентирует каждый из практических выводов?
- Ответьте на вопросы параграфа с.26
- Самостоятельно изучить фрагменты из работы Э.Шилза, включенного в параграф.
- Учитель не тот, кто вас учит, а тот, у кого учитесь вы!
03.10.16