Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по истории изобразительного искусства на тему "Искусство Передней Азии"»
МАОУ ДОД «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Разработчик: Григорьева Т.Н.
Задонск, 2014
Искусство Передней Азии.
- Месопотамия (Двуречье) – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной или Передней Азии). Один из древнейших очагов цивилизации.
- Междуречье – область только между реками Тигр и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории.
- Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Сказочно плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.
- Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы. Они не были аборигенами. Южная часть Двуречья была очень заболочена.
- Месопотамия была населена различными народами и не была защищена от вторжений непроходимыми песками, как Египет. Здесь – города-государства. Народы, враждовавшие между собой создали несколько культур, но все же есть общие черты.
Бронзовый век на Ближнем Востоке
- На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
- 1. Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
- 2. Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)
- 3. Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э) Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Периодизация
- 1. Искусство Шумера. 5 тыс. – 2400 г. до н.э. 2. Шумеро-Аккадское искусство. 2400 – 1997 гг. до н.э. 3. Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период). Начало 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э. 4. Искусство Ассирии. нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. (605 г. до н.э. - уничтожена Мидией и Вавилонией). Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э. 5. Искусство Нового Вавилона. Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э. завоевана персами.
- Религия Из-за постоянного перехода власти от города к городу не было мечты продлить в заупокойном мире блага жизни. Жестокая борьба без пощады для побежденных породила мировоззрение, что смерть неизбежна и ужасна.
- Искусство отражает помыслы не о загробном, а о настоящем – борьба за власть, жизнь, зависящая от воли высших сил.
- Письменность – клинопись.
- Древнейший шумерский эпос – об отважном Гильгамеше.
Клинопись
Искусство Шумера 5 тыс. – 2400 г. до н.э.
- Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
- Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.
- В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.
Керамика
- Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест. Шахматные поля – горы.
- В середине 4 тыс. до н.э., в период возвышения города Урук была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Главные помещения были окружены подсобными помещениями.
- Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.
Белый храм в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша)
- Был побелен известью – отсюда название.
Реконструкция белого храма.
- Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы.
- Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен.
- Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.
- Внутри храм богато украшался перламутром, мозаикой из разноцветных (красный, черный, белый) гвоздей, вбитых в сырец.
Полуколонны Красного здания в Уруке.
Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.
- Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении. Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.
Дворец в Мари.
Аб-У божество из г. Эшнунна.
- Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз. Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).
Богиня Инана , его жена.
- Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен. Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей
Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.
Резонатор арфы из царской гробницы в Уре.
- Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.
Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.
- Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.
Шумеро-Аккадское искусство 2400 – 1997 гг. до н.э.
- Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.
- Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.
Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.
- Суровая властная личность.
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего)
- Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов. Построчное повествование. Ясность композиции. Гордость торжества над врагом. Над гигантской фигурой царя только звезды.
Город Лагаш (шумерские земли)
- В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.
- Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.
- В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.
- Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.
Статуэтка Гудеа из Лагаша.
- Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.
Голова Гудеа. Статуя Гудеа.
Город Ур
- Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.
- Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.
- Чередование подчеркивалось раскраской: - Нижняя терраса была окрашена черным битумом, - вторая – облицована обожженным красным кирпичом, - третья была побелена.
- Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом. Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс. Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.
Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.
- Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества
богов и обожествленного царя.
Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.
Искусство Древнего Вавилона
- (Старовавилонский период) Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
- Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).
- И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
- При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.
- Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.
Стелла Хаммурапи .
- Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы. Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).
Искусство Ассирии нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.
- Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками.
- Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.
- В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
- Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.
Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II . 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
- Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.
Ниневия
- Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.
Сцены большой царской охоты.
- Рельеф из дворца Фрагмент. Царь на охоте .
Ашшурбанипала в Ниневии.
Сер. 7 в. до н.э.
Сцены большой царской охоты.
Убитый лев.
- Фрагмент. Умирающая львица.
Искусство Нового Вавилона Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.
- В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией.
Вавилонская башня. Реконструкция.
- Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.
Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)
- Святилище посвящалось главному богу Мардуку.
- Было скорее всего увенчано золочеными рогами.
- Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.
- По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.
Вавилонская башня. Художник 18 в.
Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня . 1563
- Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды.
- Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо.
- Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.
Ворота Иштар. Реконструкция.
- Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.
- Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом.
- Изображено было шествие львов, быков и драконов.
Орнамент стен дороги Мардука
Орнамент стен дороги Мардука
Выводы
- В целом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.
Династия Ахименидов Персидская или Иранская империя 539 - 330 гг. до н.э.
- Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.
- Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.
Портрет Дария.
Фрагмент колосса. Голова Дария
Дарий, Ксеркс и мидиец.
Военачальники Дария.
Мидийская и персидская гвардии
Воины из стоколонного зала.
Голова воина Дария.