СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это дополнение к уже опубликованному мною конспекту урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор".»

Гольцовские чтения Научно-исследовательская работа «Языковая картина мира» в произведении А.И.Солженицына «Матренин двор».

Гольцовские чтения

Научно-исследовательская работа

«Языковая картина мира» в произведении А.И.Солженицына

«Матренин двор».

Работу выполнили: Руководитель: Хачатурян Даниэлла; Аксюта Виктория; Уткин Константин; Блинов Артем Полубояринова Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы  ( учащиеся 8б класса  МОУ «СОШ №18» г. Электросталь.  МОУ «СОШ №18»  г. Электросталь).

Работу выполнили:

Руководитель:

  • Хачатурян Даниэлла;
  • Аксюта Виктория;
  • Уткин Константин;
  • Блинов Артем
  • Полубояринова Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

( учащиеся 8б класса

МОУ «СОШ №18» г. Электросталь.

МОУ «СОШ №18»

г. Электросталь).

Задачи: Цель:  Проанализировать произведение А.И.Солженицына «Матренин двор» с точки зрения такого научного понятия как «языковая картина мира». Познакомить с научным понятием «языковая картина мира». Показать актуальность этой темы. Рассказать о том, как А.И.Солженицын через это понятие смог представить жизнь деревни и ее жителей. Воспитывать любовь к родной литературе.

Задачи:

Цель:

Проанализировать произведение А.И.Солженицына «Матренин двор» с точки зрения такого научного понятия как «языковая картина мира».

  • Познакомить с научным понятием «языковая картина мира».
  • Показать актуальность этой темы.
  • Рассказать о том, как А.И.Солженицын через это понятие смог представить жизнь деревни и ее жителей.
  • Воспитывать любовь к родной литературе.
Вильгельм фон Гу́мбольдт Немецкий филолог ,  философ ,  языко-вед , государственный деятель,  дипломат . Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в  Пруссии , основал в  1809  г.  университет  в Берлине, был другом  Гёте и  Шиллера .

Вильгельм фон Гу́мбольдт

Немецкий филологфилософязыко-вед , государственный деятель,  дипломат .

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в  Пруссии , основал в  1809  г.  университет  в Берлине, был другом  Гёте и  Шиллера .

Аристотель Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Аристотель

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

 КАРТИНА МИРА языковая научная “ Язык сливается со всеми проявлениями души и уже по одной этой причине полнее, чем любая другая деятельность духа, воспроизводит черты индивидуальности.”  В. фон Гумбольдт.

КАРТИНА МИРА

языковая

научная

“ Язык сливается со всеми проявлениями души и уже по одной этой причине полнее, чем любая другая деятельность духа, воспроизводит черты индивидуальности.”

В. фон Гумбольдт.

А.И.Солженицын “ Матренин двор” ( “ Не стоит село без праведника ” ) Авторская задача: Передать реалии своего времени, картину жизни женщины, которая жила в глубинке, в “тихом уголке России”.

А.И.Солженицын

“ Матренин двор”

( “ Не стоит село

без праведника ” )

Авторская задача:

Передать реалии своего времени, картину жизни женщины, которая жила в глубинке, в “тихом уголке России”.

Диалектизмы С первых строк А.И.Солженицын вплетает в язык слова тяготеющие к народному языку, к диалектам . Диалектизм -слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. (Толковый словарь Ожегова.)

Диалектизмы

  • С первых строк А.И.Солженицын вплетает в язык слова тяготеющие к народному языку, к диалектам .
  • Диалектизм -слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. (Толковый словарь Ожегова.)
“ Торфопродукт”  1956 год

“ Торфопродукт” 1956 год

 “ А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овницы, Спудни, Шевертни, Шестемирово…”

“ А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овницы, Спудни, Шевертни, Шестемирово…”

Матрена - брошенный всеми человек. Трудная судьба была у Матрены. Детей всех потеряла, мужа потеряла. Воспитала чужого ребенка. Всем богатством Матрены были: грязно-белая криворогая коза, колченогая кошка да большие цветы в кадках. Матрена Васильевна

Матрена - брошенный всеми человек.

Трудная судьба была у Матрены. Детей всех потеряла, мужа потеряла. Воспитала чужого ребенка.

Всем богатством Матрены были:

грязно-белая криворогая коза, колченогая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена Васильевна

 “… боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда…”

“… боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда…”

Для Матрены было это – конец ее жизни всей…

Для Матрены было это – конец ее жизни всей…

А теперь чего будет – Богу весть!

А теперь чего будет – Богу весть!

“ Я не понимал ее (Матрену), даже живя с ней бок о бок”, - так писал А.И.Солженицын.

“ Я не понимал ее (Матрену), даже живя с ней бок о бок”, - так писал А.И.Солженицын.