СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме" Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку по теме " Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме" Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского"»

Николай Гаврилович Чернышевский ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Николай Гаврилович Чернышевский

ОЧЕРК ЖИЗНИ

И

ТВОРЧЕСТВА

(1828 - 1889 )   Н.Г . Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.  А. В. Луначарский

(1828 - 1889 )

  Н.Г . Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.

А. В. Луначарский

 12 (24) июля 1828 г. в Саратове в семье священника родился Николай Чернышевский. До 14- летнего возраста он воспитывался и обучался дома.
  • 12 (24) июля 1828 г. в Саратове в семье

священника родился Николай Чернышевский. До 14- летнего возраста он воспитывался и обучался дома.

В 1842 г. поступает в  духовную семинарию. Не окончив  полного курса обучения в духовной академии, уезжает в Петербург В мае 1846 г. поступает на  отделение общей  словесности философского  факультета  Петербургского  университета. Параллельно  занимается  самообразованием.

В 1842 г. поступает в

духовную семинарию.

Не окончив полного курса обучения в духовной академии, уезжает в Петербург

В мае 1846 г. поступает на

отделение общей

словесности философского

факультета

Петербургского

университета. Параллельно

занимается

самообразованием.

Окончив университет, в 1851 г. возвращается в Саратов, где начинает работать преподавателем словесности в гимназии.
  • Окончив университет,

в 1851 г. возвращается в Саратов, где начинает работать преподавателем словесности в гимназии.

 Весной 1853г вступает в брак с дочерью саратовского врача  Ольгой Сократовной Васильевой
  • Весной 1853г вступает в брак с дочерью саратовского врача

Ольгой Сократовной Васильевой

В мае 1853 г. переезжает в Петербург. Знакомится с Н. А. Некрасовым. Становится ведущим критиком журнала «Современник».
  • В мае 1853 г. переезжает в Петербург.
  • Знакомится с Н. А. Некрасовым.
  • Становится ведущим критиком журнала «Современник».

 Публицист, писатель, критик, историк литературы, философ, автор работ по эстетике и политической экономии, Н. Г. Чернышевский вошел в литературу в 1853 г., опубликовав свои первые рецензии в журнале «Отечественные записки». С 1855 г. он начал сотрудничать в журнале «Современник». Его деятельность — это целая эпоха в развитии русской критики и русской общественной мысли.

Публицист, писатель, критик, историк литературы, философ, автор работ по эстетике и политической экономии,

Н. Г. Чернышевский вошел

в литературу в 1853 г., опубликовав свои первые рецензии в журнале «Отечественные записки».

С 1855 г. он начал сотрудничать в журнале «Современник».

Его деятельность — это целая эпоха в развитии русской критики и русской общественной мысли.

 Но главным в деятельности  Чернышевского была борьба за свободу  народа. Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию. «У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем...» Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он превратил «Современник» в боевую трибуну революционной пропаганды.

Но главным в деятельности

Чернышевского была борьба за свободу

народа.

Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию.

«У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем...»

Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он превратил «Современник» в боевую трибуну революционной пропаганды.

1855 г.- защищает диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности.
  • 1855 г.- защищает диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности.

 Растущий изо дня в день авторитет Чернышевского  представлялся царскому правительству — и не без основания! — опасным. Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый социалист», был арестован. А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г., в Петербурге на Мытнинской площади его выставили у позорного столба с деревянной доской на груди, на которой было написано «государственный преступник». Под барабанный бой палач сломал шпагу над его головой. Но эта гражданская казнь Чернышевского, по словам Герцена, превратилась в позор для ее устроителей. Собравшийся на площади народ приветствовал  революционера. На другой день Чернышевского отправили в Сибирь, на каторжные работы.

Растущий изо дня в день авторитет Чернышевского

представлялся царскому правительству — и не без основания! — опасным.

Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый социалист», был арестован.

А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г., в Петербурге на Мытнинской площади его выставили у позорного столба с деревянной доской на груди, на которой было написано «государственный преступник». Под барабанный бой палач сломал шпагу над его головой.

Но эта гражданская казнь Чернышевского, по словам Герцена, превратилась в позор для ее устроителей. Собравшийся на площади народ приветствовал революционера.

На другой день Чернышевского отправили в Сибирь, на каторжные работы.

В июле 1862 г. был арестован по обвинению противогосударственной деятельности и отправлен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере в течение четырех месяцев был написан роман «Что делать?» .
  • В июле 1862 г. был арестован по обвинению противогосударственной деятельности и отправлен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере в течение четырех месяцев был написан роман «Что делать?» .

Роман

Роман

"посвящается другу моему

О. С. Ч.",

то есть Ольге Сократовне Чернышевской

В мае 1864 г. подвергнут «гражданской казни», после чего отправлен на каторжные работы в Сибирь на 14 лет. Отказывается от просьбы о помиловании. В Сибири не прекращает творческую работу: по ночам писал, а утром сжигал написанное. В октябре 1883 г. переведен в Астрахань, и лишь в 1889 г. получает разрешение переехать в Саратов.
  • В мае 1864 г. подвергнут «гражданской казни», после чего отправлен на каторжные работы в Сибирь на 14 лет. Отказывается от просьбы о помиловании. В Сибири не прекращает творческую работу: по ночам писал, а утром сжигал написанное.
  • В октябре 1883 г. переведен в Астрахань, и лишь в 1889 г. получает разрешение переехать в Саратов.

 Н.Г. Чернышевский скончался  29 октября 1889 г; даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и надгробные речи.
  • Н.Г. Чернышевский скончался

29 октября 1889 г;

даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и надгробные речи.

Вопросы викторины:  1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?  1)г. Саратов, 1828,12 июля  2) г.Москва , 1829, 24 июля  3) г. Петербург, 1827, 16 июля  2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский?    1) «Отечественные записки»  2) «Современник»  3) «Русский вестник»  3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:  1) «Прекрасное есть жизнь»  2) «Эстетическое отношение искусства к действительности»  3) «Очерки гоголевского периода русской литературы» 4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке?   1) «Что делать?»  2) «Пролог» 5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет? 1)5 лет  2) 8 лет 3)14 лет

Вопросы викторины:

1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?

1)г. Саратов, 1828,12 июля

2) г.Москва , 1829, 24 июля

3) г. Петербург, 1827, 16 июля

2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский?   1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Русский вестник» 

3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:

1) «Прекрасное есть жизнь»

2) «Эстетическое отношение искусства к действительности»

3) «Очерки гоголевского периода русской литературы»

4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке?  1) «Что делать?»

2) «Пролог»

5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет?

1)5 лет 

2) 8 лет

3)14 лет

6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак? 1) О.Г.Васильевой 2) А.С.Одинцовой 7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов? 1)18889г 2) 1886г 3)1887г 8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове? 1)Критик 2)Философ 3)Преподаватель 9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?» 1) О.Г.Васильевой 2) Н.А.Добролюбову 10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале? 1) «Современник» 2) « Отечественные записки» 11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский? 1) 29октября1889г 2)10 сентября 1888г

6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак?

1) О.Г.Васильевой

2) А.С.Одинцовой

7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов?

1)18889г

2) 1886г

3)1887г

8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове?

1)Критик

2)Философ

3)Преподаватель

9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?»

1) О.Г.Васильевой

2) Н.А.Добролюбову

10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале?

1) «Современник»

2) « Отечественные записки»

11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский?

1) 29октября1889г

2)10 сентября 1888г

 Ответы на вопросы викторины: 1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?  1)г. Саратов, 1828,12 июля 2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский?     2) «Современник» 3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:  2) «Эстетическое отношение искусства к действительности» 4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке?   1) «Что делать?» 5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет?  3)14 лет 6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак?  1) О.Г.Васильевой 7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов?  1)1889г 8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове?  3)Преподаватель 9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?»  1)О.Г.Васильевой 10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале?  2) « Отечественные записки» 11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский?  1)29октября1889г

Ответы на вопросы викторины:

1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?

1)г. Саратов, 1828,12 июля

2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский?   2) «Современник»

3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:

2) «Эстетическое отношение искусства к действительности»

4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке?  1) «Что делать?»

5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет?

3)14 лет

6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак?

1) О.Г.Васильевой

7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов?

1)1889г

8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове?

3)Преподаватель

9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?»

1)О.Г.Васильевой

10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале?

2) « Отечественные записки»

11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский?

1)29октября1889г

ДИССЕРТАЦИЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО  «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».   «Всё здание русской эстетики Чернышевский  сбрасывал с пьедестала и старался доказать, что жизнь выше искусства и что искусство только старается ей подражать»  (Н. В. Шелгунов).

ДИССЕРТАЦИЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».

  • «Всё здание русской эстетики Чернышевский

сбрасывал с пьедестала и старался доказать, что жизнь выше искусства и что искусство только старается ей подражать»

(Н. В. Шелгунов).

Осенью 1853 года Чернышевский возобновляет работу над диссертацией. Эта тема привлекла внимание Чернышевского еще в студенческие годы «Эстетические отношения искусства к действительности.» Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa - постулат, с которым едва ли стоит спорить.

Осенью 1853 года Чернышевский возобновляет работу над диссертацией. Эта тема привлекла внимание Чернышевского еще в студенческие годы «Эстетические отношения искусства к действительности.» Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa - постулат, с которым едва ли стоит спорить.

В центре внимания Чернышевского-вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном, т.е о наиболее совершенном в искусстве «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cвoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского.  

В центре внимания Чернышевского-вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном, т.е о наиболее совершенном в искусстве «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cвoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского.

 

В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное.

В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное.

  Чернышевский был первым мыслителем, который связал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде. Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа.

Чернышевский был первым мыслителем, который связал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде. Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа.

* Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... »

* Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... »

Основные положения — (цитаты) из диссертации, представляющие эстетические взгляды  Н. Г. Чернышевского :   «природа и жизнь выше искусства»; «прекрасно будет произведение искусства действительно тогда , когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать»; «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»;

Основные положения — (цитаты) из диссертации, представляющие эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского :

  • «природа и жизнь выше искусства»;
  • «прекрасно будет произведение искусства действительно тогда , когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать»;
  • «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»;

«сфера искусства не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою все, что в действительности (в природе и в жизни) интересует человека — не как ученого, а просто как человека; общеинтересное в жизни — вот содержание искусства» . «необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»; «первая цель искусства — воспроизведение действительности».
  • «сфера искусства не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою все, что в действительности (в природе и в жизни) интересует человека — не как ученого, а просто как человека; общеинтересное в жизни — вот содержание искусства» .
  • «необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»;
  • «первая цель искусства — воспроизведение действительности».

В диссертации Н. Г. Чернышевского представлена материалистическая трактовка общеэстетических категорий, дается установка на общественное назначение искусства и литературы.

В диссертации

Н. Г. Чернышевского представлена материалистическая трактовка общеэстетических категорий, дается установка на общественное назначение

искусства и литературы.

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Вы сейчас слышали, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?  - Да.  - Почему?

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Вы сейчас слышали, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?

- Да.

- Почему?

литературный критик писатель утопист Чернышевский публицист философ революционер

литературный критик

писатель

утопист

Чернышевский

публицист

философ

революционер

32

32