Николай Гаврилович Чернышевский
ОЧЕРК ЖИЗНИ
И
ТВОРЧЕСТВА
(1828 - 1889 )
Н.Г . Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.
А. В. Луначарский
- 12 (24) июля 1828 г. в Саратове в семье
священника родился Николай Чернышевский. До 14- летнего возраста он воспитывался и обучался дома.
В 1842 г. поступает в
духовную семинарию.
Не окончив полного курса обучения в духовной академии, уезжает в Петербург
В мае 1846 г. поступает на
отделение общей
словесности философского
факультета
Петербургского
университета. Параллельно
занимается
самообразованием.
в 1851 г. возвращается в Саратов, где начинает работать преподавателем словесности в гимназии.
- Весной 1853г вступает в брак с дочерью саратовского врача
Ольгой Сократовной Васильевой
- В мае 1853 г. переезжает в Петербург.
- Знакомится с Н. А. Некрасовым.
- Становится ведущим критиком журнала «Современник».
Публицист, писатель, критик, историк литературы, философ, автор работ по эстетике и политической экономии,
Н. Г. Чернышевский вошел
в литературу в 1853 г., опубликовав свои первые рецензии в журнале «Отечественные записки».
С 1855 г. он начал сотрудничать в журнале «Современник».
Его деятельность — это целая эпоха в развитии русской критики и русской общественной мысли.
Но главным в деятельности
Чернышевского была борьба за свободу
народа.
Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию.
«У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем...»
Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он превратил «Современник» в боевую трибуну революционной пропаганды.
- 1855 г.- защищает диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности.
Растущий изо дня в день авторитет Чернышевского
представлялся царскому правительству — и не без основания! — опасным.
Чернышевский, как «коновод молодежи» и «хитрый социалист», был арестован.
А спустя почти два года, ранним пасмурным утром 19 мая 1864 г., в Петербурге на Мытнинской площади его выставили у позорного столба с деревянной доской на груди, на которой было написано «государственный преступник». Под барабанный бой палач сломал шпагу над его головой.
Но эта гражданская казнь Чернышевского, по словам Герцена, превратилась в позор для ее устроителей. Собравшийся на площади народ приветствовал революционера.
На другой день Чернышевского отправили в Сибирь, на каторжные работы.
- В июле 1862 г. был арестован по обвинению противогосударственной деятельности и отправлен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере в течение четырех месяцев был написан роман «Что делать?» .
Роман
"посвящается другу моему
О. С. Ч.",
то есть Ольге Сократовне Чернышевской
- В мае 1864 г. подвергнут «гражданской казни», после чего отправлен на каторжные работы в Сибирь на 14 лет. Отказывается от просьбы о помиловании. В Сибири не прекращает творческую работу: по ночам писал, а утром сжигал написанное.
- В октябре 1883 г. переведен в Астрахань, и лишь в 1889 г. получает разрешение переехать в Саратов.
- Н.Г. Чернышевский скончался
29 октября 1889 г;
даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и надгробные речи.
Вопросы викторины:
1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?
1)г. Саратов, 1828,12 июля
2) г.Москва , 1829, 24 июля
3) г. Петербург, 1827, 16 июля
2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский? 1) «Отечественные записки»
2) «Современник»
3) «Русский вестник»
3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:
1) «Прекрасное есть жизнь»
2) «Эстетическое отношение искусства к действительности»
3) «Очерки гоголевского периода русской литературы»
4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке? 1) «Что делать?»
2) «Пролог»
5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет?
1)5 лет
2) 8 лет
3)14 лет
6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак?
1) О.Г.Васильевой
2) А.С.Одинцовой
7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов?
1)18889г
2) 1886г
3)1887г
8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове?
1)Критик
2)Философ
3)Преподаватель
9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?»
1) О.Г.Васильевой
2) Н.А.Добролюбову
10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале?
1) «Современник»
2) « Отечественные записки»
11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский?
1) 29октября1889г
2)10 сентября 1888г
Ответы на вопросы викторины:
1.Где и когда родился Н.Г.Чернышевский?
1)г. Саратов, 1828,12 июля
2. С каким журналом сотрудничал Н.Г.Чернышевский? 2) «Современник»
3. Диссертация Н.Г. Чернышевского называлась:
2) «Эстетическое отношение искусства к действительности»
4. Какой роман Н.Г.Чернышевского был написан в ссылке? 1) «Что делать?»
5. Сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудники сроком на сколько лет?
3)14 лет
6. Весной 1853 г. Чернышевский с кем вступает в брак?
1) О.Г.Васильевой
7.В каком году Н.Г.Чернышевский получает разрешение переехать в Саратов?
1)1889г
8. Кем работает Н.Г.Чернышевский после окончания университета в Саратове?
3)Преподаватель
9.Кому Н.Г.Чернышевский посвятил свой роман « Что делать?»
1)О.Г.Васильевой
10.Н.Г.Чернышевский вошел в1853 г. в литературу опубликовав свои первые рецензии в журнале?
2) « Отечественные записки»
11.В каком году скончался Н.Г.Чернышевский?
1)29октября1889г
ДИССЕРТАЦИЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».
- «Всё здание русской эстетики Чернышевский
сбрасывал с пьедестала и старался доказать, что жизнь выше искусства и что искусство только старается ей подражать»
(Н. В. Шелгунов).
Осенью 1853 года Чернышевский возобновляет работу над диссертацией. Эта тема привлекла внимание Чернышевского еще в студенческие годы «Эстетические отношения искусства к действительности.» Стремление четко, убедительно и абсолютно по-новому увидеть, осознать и оценить мир во всей eгo сложности охватывало и эстетические воззрения Чернышевского-философа. Он утверждает, что искусство должно обращаться к жизненно важным проблемам: «Художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведений искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» «Общественное в жизни - вот содержание искусствa - постулат, с которым едва ли стоит спорить.
В центре внимания Чернышевского-вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном, т.е о наиболее совершенном в искусстве «Интересуясь явлениями жизни, человек не может... не произносить о них cвoeгo приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если бы и хотел, отказаться от произношения приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в eгo произведении - вот новое значение искусства» - такова позиция Н.Г. Чернышевского.
В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное.
Чернышевский был первым мыслителем, который связал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде. Итак, искусство должно воспроизводить жизнь, объяснять ее, произносить приговор тому, что изображено: «Высшее назначение искусства» - быть «учебником жизни». Увидеть, оценить, вести себя в соответствии с этими оценками - такова логика эстетической теории, которая связана и с этическими позициями философа.
* Утверждая четкую материалистическую позицию («Прекрасное есть жизнь»), Н.Г. Чернышевский обозначает и роль субъективных моментов: «...Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»; «Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека». Интересно, как он иллюстрирует причины различных представлений о красоте. «Простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую... »
Основные положения — (цитаты) из диссертации, представляющие эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского :
- «природа и жизнь выше искусства»;
- «прекрасно будет произведение искусства действительно тогда , когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать»;
- «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»;
- «сфера искусства не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою все, что в действительности (в природе и в жизни) интересует человека — не как ученого, а просто как человека; общеинтересное в жизни — вот содержание искусства» .
- «необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»;
- «первая цель искусства — воспроизведение действительности».
В диссертации
Н. Г. Чернышевского представлена материалистическая трактовка общеэстетических категорий, дается установка на общественное назначение
искусства и литературы.
Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Вы сейчас слышали, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?
- Да.
- Почему?
литературный критик
писатель
утопист
Чернышевский
публицист
философ
революционер
32