Развитие речи. Урок русского языка в 7 классе
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Галина Ивановна Кожушкова
Любимый учитель… Кажется, так просто рассказать о нем, знакомом до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..
Но… оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе….
Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе невысокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом, с аккуратно причесанными светлыми волосами, то собранными в пучок или распущенными до плеч, с милой улыбкой и озорным взглядом блестящих голубых глаз.
Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.
Наша первая учительница
- Фотография любимого учителя.
Тема урока: Описание внешности человека
- Что такое описание внешности человека;
- Какова задача описания;
- Каковы особенности художественного описания;
- Виды описаний.
Компоненты описания внешности человека.
- Невысокая, стройная;
- приятная, миловидная;
- причесанные, светлые, распущенные;
- озорной, глубокий, строгий, притягательный;
- блестящие, голубые;
- взволнованная, звенящая.
- карточка №1
Портрет
- Лицо;
- Глаза, взгляд, взор;
- Волосы;
- Осанка, фигура, рост;
- Мимика, жесты.
Цель: п одчеркнуть индивидуальность
Первому старшему изо всех , Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика , Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый , Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову
Цель: раскрыть внутренние качества
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Цель: п оказать социальное положение
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Цель: Передать эмоциональное состояние
Очередь была за Дубровским . Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал….
Цель: передача особых примет, по которым можно найти человека
Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно – русые, прямые, ниже плеч, глаза карие, на шее большое родимое пятно.
Цель: п ередача национальных черт представителей разных национальностей
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Эта нация распространена в Африке, к югу от Сахары.
Виды описаний
- Деловое;
- Научное;
- Художественное.
Лексические средства
- Сравнение;
- Цветовые эпитеты;
- Эпитеты со значением формы размера;
- Существительные с
уменьшительно - ласкательным суффиксом;
- Сравнительная степень прилагательных;
- Разговорная лексика .
Мишка собой 1….. , волосы у него с
весны были как лепестки 2………………
, …………………………………в июне солнце
обожгло их жаром, 3…. вихрами; ще-
ки, точно 4….. яйцо, 5 …..веснушками,
а нос от солнышка и постоянного ку-
панья в пруду 6….., потрескался ше-
лухой. Одним был хорош Мишка –
Глазами. Из 7…….прорезей высматривают они, 8……..
и ………., похожие на нерастаявшие крупин-
ки речного льда.
Словарь (карточка №4)
1 Маленький, неказистый, щуплый, крепкий, коренастый.
2 Яблоневых цветов, степного бессмертника. Цветущего
подсолнечника,розово-белой вишни, желтого одуванчика.
3 Вздыбились, взлохматились, затрепетали, взвились, рассыпались.
4 Воробьиное, голубиное, гладкое, круглое, овальное.
5 Усеяло, покрыло, исконопатило, раскрасило, нарисовало.
6 Распух, раскраснелся, облупился, посинел, облез.
7 Маленьких, узких, едва заметных, больших, продолговатых.
8 Карие и веселые, зеленые и смешливые, голубые и плутовские, темные и грустные, желтоватые и глубокие.
Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника , в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
«Пусть так не будет!»
По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил: — Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)
И.Н. Крамской. Неизвестная. 1883 год. Третьяковская галерея, Москва.
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. Холст, масло. 1872 год. Третьяковская галерея, Москва.
В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Третьяковская галерея.
В. А. Тропинин Портрет сына
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.
И.Е. Репин. Запорожские казаки.
Цели урока
- Что включает в себя описание внешности человека;
- Цели описания;
- Виды описания;
- Особенности художественного описания.
Домашнее задание:
- Опишите своего одноклассника, подчеркните в его портрете индивидуальность так, чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.