СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Изменение глаголов по временам" в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

1. Организационный момент.

 - Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.

2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

  - Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится: (СЛАЙД 1)

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет. (Глагол)

- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)

 Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.

-На какие вопросы отвечают глаголы?

– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.)

- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)(СЛАЙД 2)

 Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.

– Какая  учебная  задача стоит перед нами?  (Научиться отличать одно время от другого.)

 

 3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.

1. Беседа по вопросам.

– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)

– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?

– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)

2. Упражнение в определении времени глагола. Выборочный диктант.(СЛАЙД 3) 

Уж и  есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!

-Поставьте глаголы в форме другого времени.(Проверка).

 

4. Физкультминутка  для глаз.(СЛАЙД  4)

5. Упражнение в изменении глаголов по временам. 

1. Работа с правилом (с. 64).

– Прочитайте правило в учебнике.

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

 

6.Упражнение «Четвёртый лишний».  На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)

Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)  Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)  Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)  7. Работа с учебником.

1. Упражнение в образовании временных форм глагола (упр. 406, с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

 8.Творческая работа.  Упражнение «Оживи картинку»  На доске написан текст.  Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.  Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.

Заслушать несколько работ.  (Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

9. Н а п и ш и т е  предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.

 

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать)  спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.

10.(СЛАЙД 5) -Вставь глаголы в пословицы.

11. Домашнее задание: упражнение 404, с. 64.

12. Итог урока.

– Что изучали на уроке?

– От чего зависит, какую форму будущего времени будет иметь глагол?

- Прикрепите на доску карточку, соответствующую оценке урока.

        ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ        

Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.

Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).

Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.

Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.

Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.

Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.

Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.

 Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.