СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Притяжательные местоимения" 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление притяжательных местоимений в речи, дифференциация личных и притяжательных местоимений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Притяжательные местоимения" 6 класс.»

Я, ты, он, она – вместе целая страна. Вместе дружная семья. В слове МЫ – сто тысяч Я, Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Добрых и весёлых, в городах и сёлах.

Я, ты, он, она – вместе целая страна.

Вместе дружная семья.

В слове МЫ – сто тысяч Я,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Добрых и весёлых, в городах и сёлах.

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения ! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения !

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

Происхождение и значение слова «местоимение»   Слово местоимение заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова «антонимия»  (местоимение) которое сложено из «Анти»  (вместо) и «Онима»  (имя). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени»  с прибавлением суффикса –и– (е) В результате фонетических изменений начальное –в– отпало. Сейчас в слове местоимение выделяется основа и окончание. Вариант Греческий Анти + Онима Старославянский Вместо имени

Происхождение и значение слова «местоимение»

 

Слово местоимение заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова «антонимия» (местоимение) которое сложено из «Анти» (вместо) и «Онима» (имя). В старославянском языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени» с прибавлением суффикса –и– (е) В результате фонетических изменений начальное –в– отпало. Сейчас в слове местоимение выделяется основа и окончание.

Вариант

Греческий

Анти + Онима

Старославянский

Вместо имени

Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, земля, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные просторы и бурлящие моря. Над полями выгнет спину радуга – дуга. Нам откроет сто тропинок синяя тайга.

Над тобою солнце светит, Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете, Родина моя.

Я люблю, земля, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные просторы и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину радуга – дуга.

Нам откроет сто тропинок синяя тайга.

Прочитайте диалог -Это чистая река, Солнце, небо, облака, Небосвод голубой, дом родной – мой! -Это Родина твоя? -Да!

Прочитайте диалог

-Это чистая река,

Солнце, небо, облака,

Небосвод голубой, дом родной – мой!

-Это Родина твоя?

-Да!

Мамин брат Мой край Пастушья песня Наша страна Птичье гнездо Ваше окно Птичьи голоса Твои мечты Прилагательные Местоимения

Мамин брат

Мой край

Пастушья песня

Наша страна

Птичье гнездо

Ваше окно

Птичьи голоса

Твои мечты

Прилагательные

Местоимения

Прочитайте текст и выполните задания 1. Наш ковёр – цветочная поляна, 2. Наши стены – сосны – великаны, 3. Наша крыша – небо голубое, 4. Наше счастье – жить одной судьбою .

Прочитайте текст и выполните задания

1. Наш ковёр – цветочная поляна,

2. Наши стены – сосны – великаны,

3. Наша крыша – небо голубое,

4. Наше счастье – жить одной судьбою .

Прочитайте Мой   друг - моя семья - моё мнение - Как изменяется притяжательное местоимение? Мой друг - мои друзья - Как изменяется местоимение? Мой друг - моего друга - моему другу- .... - Как изменяется местоимение? - Сделайте вывод, как изменяются притяжательные местоимения.

Прочитайте

Мой   друг - моя семья - моё мнение

- Как изменяется притяжательное местоимение?

Мой друг - мои друзья

- Как изменяется местоимение?

Мой друг - моего друга - моему другу- ....

- Как изменяется местоимение?

- Сделайте вывод, как изменяются притяжательные местоимения.

Интересный случай Задайте вопросы к местоимениям Он – его, она – ее. Его друг – ее друг.

Интересный случай

Задайте вопросы к местоимениям

Он – его, она – ее.

Его друг – ее друг.

Заполните пропуски. Слово_____________ является местоимением, так как__________________. Оно относится к разряду _______ местоимения, так как обозначает ___________________ и отвечает на вопрос____________________. Окончание_______ указывает на _____________род, ____________________число

Заполните пропуски.

Слово_____________ является местоимением,

так как__________________. Оно относится к разряду _______

местоимения, так как обозначает ___________________

и отвечает на вопрос____________________. Окончание_______

указывает на _____________род, ____________________число

Физкультминутка Личное местоимение – хлопаем Притяжательное – приседаем

Физкультминутка

Личное местоимение – хлопаем

Притяжательное – приседаем

Согласуйте местоимения с существительными Твой (книга, сестра, пальто, уроки) Наш (столица, президент, окно, работа) Свой (дом, чувство, гордость, счастье) Мой (двор, подруга, животное, гости)

Согласуйте местоимения с существительными

  • Твой (книга, сестра, пальто, уроки)
  • Наш (столица, президент, окно, работа)
  • Свой (дом, чувство, гордость, счастье)
  • Мой (двор, подруга, животное, гости)

Лексическая  работа Сгоряча – очень горячий человек (характер) Щека – по щеке – пощечина Болеть – боль

Лексическая работа

Сгоряча – очень горячий человек (характер)

Щека – по щеке – пощечина

Болеть – боль

Молчать – молча Купаться – искупаться Спасти – спасать – спас

Молчать – молча

Купаться – искупаться

Спасти – спасать – спас

Едва – чуть-чуть Высек – высек (скульптор из камня)

Едва – чуть-чуть

Высек – высек (скульптор из камня)

Притча  Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль , но н...чего не сказал. Молча он написал на песке:

Притча

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль , но н...чего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться . Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

– Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

Вопросы Что такое притча? Чему учит? Какой текст по стилю? (Научный или художественный?) В тексте о чем-то рассказывается или описывается? С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему? Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста. Сформулируйте основную мысль текста Продолжите самостоятельно фразу: «Настоящий друг- это...» Какие известные разряды местоимений вам встретились? Найдите в тексте предложения, где есть местоимение «его» Чем эти местоимения отличаются друг от друга?

Вопросы

  • Что такое притча?
  • Чему учит?
  • Какой текст по стилю? (Научный или художественный?)
  • В тексте о чем-то рассказывается или описывается?
  • С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?
  • Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.
  • Сформулируйте основную мысль текста
  • Продолжите самостоятельно фразу: «Настоящий друг- это...»
  • Какие известные разряды местоимений вам встретились?
  • Найдите в тексте предложения, где есть местоимение «его»
  • Чем эти местоимения отличаются друг от друга?
Задание Употреби местоимения в нужной форме 1 вариант 1)Важно чётко понимать свою, ____(мы),___(я) ответственность за всё, что оказалась  способна совершить наша  Родина .  2) А Родина у ______(я) особенная: село знаменитое, у _________(он) потрясающая история. (Владимир Плотников) 2 вариант 1)___ (я) друг – ____ (ты) друг . 2) Горе с ____(ты), беда без ____ (ты) (пословица). 3) С ___(кто) хлеб-соль водишь, на ___(тот) и походишь (пословица) .

Задание

Употреби местоимения в нужной форме

1 вариант

1)Важно чётко понимать свою, ____(мы),___(я) ответственность за всё, что оказалась  способна совершить наша  Родина

2) А Родина у ______(я) особенная: село знаменитое, у _________(он) потрясающая история. (Владимир Плотников)

2 вариант

1)___ (я) друг – ____ (ты) друг .

2) Горе с ____(ты), беда без ____ (ты) (пословица).

3) С ___(кто) хлеб-соль водишь, на ___(тот) и походишь (пословица) .

Ключ: 1 Вариант 1. Важно четко сознавать свою, нашу, мою ответственность за все, что оказалась способна совершить наша Родина . 2. А Родина у меня особенная: село знаменитое, у него потрясающая история. (Владимир Плотников) 2 Вариант 1. Мой друг – твой друг . 2. Горе с тобою, беда без тебя (пословица). 3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь (пословица)

Ключ:

1 Вариант

1. Важно четко сознавать свою, нашу, мою ответственность за все, что оказалась способна совершить наша Родина .

2. А Родина у меня особенная: село знаменитое, у него потрясающая история. (Владимир Плотников)

2 Вариант

1. Мой друг – твой друг .

2. Горе с тобою, беда без тебя (пословица).

3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь (пословица)

Рефлексия Какую тему мы сегодня изучали? Что понравилось на уроке? Цель урока была научиться использовать местоимения и их формы. Как вы думаете, мы достигли цели? Какие новые слова узнали? Оцените, пожалуйста, урок и свою работу на уроке. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Задания мне показались

Рефлексия

Какую тему мы сегодня изучали?

Что понравилось на уроке?

Цель урока была научиться использовать местоимения и их формы. Как вы думаете, мы достигли цели? Какие новые слова узнали?

Оцените, пожалуйста, урок и свою работу на уроке.

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я
  • Урок для меня показался
  • За урок я
  • Мое настроение
  • Материал урока мне был
  • Задания мне показались
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!