СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация материала к уроку русского языка

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Фразеологизмы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Сакская средняя школа № 3» города Саки Республики Крым   Урок русского языка в 5 классе Тема: «Фразеологизмы».    Манжос Виктория Михайловна,  учитель русского языка и литературы  2016-2017 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сакская средняя школа № 3» города Саки Республики Крым

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Фразеологизмы».

Манжос Виктория Михайловна,

учитель русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

ПОВТОРИМ Задание: составьте словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий, железный были в прямом и переносном значении.  Золотой, седая, волчий, железный.

ПОВТОРИМ

  • Задание: составьте словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий, железный были в прямом и переносном значении.
  • Золотой, седая, волчий, железный.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Фразеология- наука о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.  Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

  • Фразеология- наука о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
  • Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
 Правила работы в группах             1. Критикуй идеи, но не человека.           2. Поощряй участие каждого в обсуждении.         3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.          4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.          5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.        6. Ищи рациональное в высказываниях других . 

Правила работы в группах

          1. Критикуй идеи, но не человека.

          2. Поощряй участие каждого в обсуждении.

        3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.    

     4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

         5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.   

    6. Ищи рациональное в высказываниях других

  Группа 1.               Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Распределите в два столбика.          1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.  

  Группа 1.

  •             Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Распределите в два столбика.
  •          1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.
  •  
Группа 2           Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.          Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.          Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

Группа 2

  •          Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
  •          Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.
  •          Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.
Группа 3.   Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов .         ( Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).       

Группа 3.

  Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов .

  •         ( Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).       
Признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое слово можно заменить другими словами. 1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию. 2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность. 3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

Признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое слово можно заменить другими словами.

1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.           Лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.
  • Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

        

Лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.

Ответы: 1.На воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши. 2. Язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую.  

Ответы:

  • 1.На воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши.
  • 2. Язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую.
  •  
Ответ: Кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Ответ:

  • Кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм :      О том кто часто меняет свои решения.  О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.  О кротком и безобидном человеке.  Об излишней вежливости.  О болтливом человеке.  О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм :  

  • О том кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь. О кротком и безобидном человеке. Об излишней вежливости. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Ответы:  У него семь пятниц на неделе.  Фома неверующий.  Мухи не обидит.  Китайские церемонии.  У него язык без костей.  Между двух огней.  

Ответы:

У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.

  •  
Творческое задание Напишите мини- сочинение по одному из фразеологизмов.

Творческое задание

Напишите мини- сочинение по одному из фразеологизмов.

 Рефлексия   -Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)     -Достигли ли мы этой цели?

Рефлексия

  • -Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)
  •     -Достигли ли мы этой цели?
Домашнее задание Творческое задание. Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

Домашнее задание

Творческое задание.

Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

   СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!