Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Фразеологизмы"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сакская средняя школа № 3» города Саки Республики Крым
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Фразеологизмы».
Манжос Виктория Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
ПОВТОРИМ
- Задание: составьте словосочетания с этими словами, чтобы у вас слова золотой, седая, волчий, железный были в прямом и переносном значении.
- Золотой, седая, волчий, железный.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
- Фразеология- наука о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
- Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
Правила работы в группах
1. Критикуй идеи, но не человека.
2. Поощряй участие каждого в обсуждении.
3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.
6. Ищи рациональное в высказываниях других .
Группа 1.
- Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Распределите в два столбика.
- 1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.
-
Группа 2
- Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
- Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.
- Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.
Группа 3.
Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов .
- ( Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).
Признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
1. Любое слово можно заменить другими словами.
1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.
2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.
2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.
3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.
- Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.
Лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.
Ответы:
- 1.На воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши.
- 2. Язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую.
-
Ответ:
- Кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм :
- О том кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь. О кротком и безобидном человеке. Об излишней вежливости. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Ответы:
У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.
Творческое задание
Напишите мини- сочинение по одному из фразеологизмов.
Рефлексия
- -Итак, вспомните, какова была цель нашего урока. (…)
- -Достигли ли мы этой цели?
Домашнее задание
Творческое задание.
Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.
СПАСИБО ЗА УРОК!