СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленный материал можно использовать на уроке русского языка в 6 классе по данной теме. Готовый план, содержащий все этапы урока. Также в приложении к презентации есть карточки с заданиями  и таблица (стадия рефлексии).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».»

Русский язык. Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)». Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Таранова Т.А.

Русский язык.

Урок по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик)».

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы Таранова Т.А.

Мобилизующий этап Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик. Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.  Голодный домашний Рассказчик Прицепщик Пишет чинит

Мобилизующий этап

Пишет, голодный, чинит, рассказ…ик, домашний, прицеп…ик.

Разделите слова на три группы в порядке увеличения в них морфем и напишите их.

Голодный

домашний

Рассказчик

Прицепщик

Пишет

чинит

Формулируем тему и цели урока Скажите, какой суффикс может быть в последней паре слов? (-чик- или –щик-) Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формулируем тему и цели урока

  • Скажите, какой суффикс может быть в последней паре слов?

(-чик- или –щик-)

  • Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик  (-щик). Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:  Познакомиться с... Учиться правильно…___ ___ …

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

  • Познакомиться с...
  • Учиться правильно…___ ___ …

Изучение нового материала Обходчик Летчик Рассказчик Перебежчик Подписчик  Прессовщик Бакенщик Прицепщик наборщик  Выделите в каждом существительном левого столбика суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним. В каком случае в суффиксе существительных –чик(-щик) пишется буква Ч?

Изучение нового материала

  • Обходчик
  • Летчик
  • Рассказчик
  • Перебежчик
  • Подписчик
  • Прессовщик
  • Бакенщик
  • Прицепщик
  • наборщик

  • Выделите в каждом существительном левого столбика суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним.
  • В каком случае в суффиксе существительных –чик(-щик) пишется буква Ч?

Выделите суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним в каждом существительном второго столбика. Скажите, какая буква пишется в остальных суффиксах, когда перед суффиксом нет букв Д, Т, З, С, Ж? Сформулируйте правило правописания суффиксов существительных –чик(-щик). Сравните свою формулировку с материалом учебника.
  • Выделите суффикс и подчеркните букву, которая стоит перед ним в каждом существительном второго столбика.
  • Скажите, какая буква пишется в остальных суффиксах, когда перед суффиксом нет букв Д, Т, З, С, Ж?
  • Сформулируйте правило правописания суффиксов существительных –чик(-щик).
  • Сравните свою формулировку с материалом учебника.

Прочитаем правило! (учебник, стр. 102)  В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.  Сма з чик (смазать).  Каменщик (не на д-т, з-с, ж).

Прочитаем правило!

(учебник, стр. 102)

В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч.

В остальных случаях пишется буква щ.

Сма з чик (смазать).

Каменщик (не на д-т, з-с, ж).

д чик т ж з с В остальных случаях –щик. НО:асфальтщик (исключение)

д

чик

т

ж

з

с

В остальных случаях –щик.

НО:асфальтщик (исключение)

Запомни! Перед суффиксом –щик- мягкий знак пишется после буквы «Л», например:  угол ь щик, болел ь щик. В сочетании Ч,Щ с другими согласными Ь для обозначения мягкости не пишется.  Каме нщ ик

Запомни!

  • Перед суффиксом –щик- мягкий знак пишется

после буквы «Л», например:

угол ь щик, болел ь щик.

В сочетании Ч,Щ с другими согласными Ь для

обозначения мягкости не пишется.

Каме нщ ик

Закрепление изученного материала. Изво.. ..ик, прессо.. ..ик, разве.. ..ик, разно.. ..ик. Бето.. ..ик, буфе.. ..ик, экскавато.. ..ик, компьюте.. ..ик. Прока.. ..ик, аппара.. ..ик, автома.. ..ик, во.. ..ик. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду по одному «лишнему» слову. По каким признакам вы это сделали?

Закрепление изученного материала.

  • Изво.. ..ик, прессо.. ..ик, разве.. ..ик, разно.. ..ик.
  • Бето.. ..ик, буфе.. ..ик, экскавато.. ..ик, компьюте.. ..ик.
  • Прока.. ..ик, аппара.. ..ик, автома.. ..ик, во.. ..ик.
  • Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
  • Подчеркните в каждом ряду по одному «лишнему» слову. По каким признакам вы это сделали?

ПРОВЕРИМ. Извозчик, прессов щик , разведчик, разносчик. Бетонщик, буфет чик , экскаваторщик, компьютерщик. Прокатчик, аппаратчик, автоматчик, во з чик .

ПРОВЕРИМ.

  • Извозчик, прессов щик , разведчик, разносчик.
  • Бетонщик, буфет чик , экскаваторщик, компьютерщик.
  • Прокатчик, аппаратчик, автоматчик, во з чик .

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Словарно-орфографическая работа. Надсмотр…ик, обман…ик, лакиров…ик, приказ…ик, сдель…ик, навод…ик, артель…ик, танцов…ик. Соедините, пожалуйста, между собой первые буквы, с которых начинается корень слов с суффиксом –щик, и вы узнаете новое словарное слово. (это слово СОЛДАТ) Какие слова вы использовали для определения этого слова и почему? Кто такой СОЛДАТ? (это рядовой военнослужащий, который не относится к командному составу). Составьте предложения с этим словом.

Словарно-орфографическая работа.

Надсмотр…ик, обман…ик, лакиров…ик, приказ…ик, сдель…ик, навод…ик, артель…ик, танцов…ик.

  • Соедините, пожалуйста, между собой первые буквы, с которых начинается корень слов с суффиксом –щик, и вы узнаете новое словарное слово.

(это слово СОЛДАТ)

  • Какие слова вы использовали для определения этого слова и почему?
  • Кто такой СОЛДАТ?

(это рядовой военнослужащий, который не относится к командному составу).

  • Составьте предложения с этим словом.

Поиграем в корректора. щ Барабанчики яростно колотили в барабаны. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. Рабочие передавали сменчикам станки. Жестянчики работали на глазах всей улицы. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.  ч ч щ щ ч ч

Поиграем в корректора.

щ

  • Барабанчики яростно колотили в барабаны.
  • Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
  • В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
  • По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
  • Рабочие передавали сменчикам станки.
  • Жестянчики работали на глазах всей улицы.
  • Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

ч

ч

щ

щ

ч

ч

Итог урока. Скажите, ребята, над чем мы сегодня работали. Расскажите правило о правописании букв Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик). Приведите примеры.

Итог урока.

  • Скажите, ребята, над чем мы сегодня работали.
  • Расскажите правило о правописании букв Ч и Щ в суффиксах –чик(-щик). Приведите примеры.

Домашнее задание (по выбору) Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой. Сочините сказку о суффиксах –чик(-щик). Упражнение __________. Презентация или опорный конспект. Выучить правило на странице ______. (для всех)

Домашнее задание (по выбору)

  • Напишите миниатюру, в которой употребите как можно больше слов с изученной орфограммой.
  • Сочините сказку о суффиксах –чик(-щик).
  • Упражнение __________.
  • Презентация или опорный конспект.
  • Выучить правило на странице ______. (для всех)

Оценки за урок.

Оценки за урок.