Части речи
Части речи
Части речи
- Самостоятельные
- Существительное
- Прилагательное
- Глагол
- Местоимение
- Числительное
- Наречие
- Причастие
- Деепричастие
Части речи
- Самостоятельные
- Существительное
- Прилагательное
- Глагол
- Местоимение
- Числительное
- Наречие
- Причастие
- Деепичастие
2
1
4
5
7
3
6
2
п
4
р
5
и
Ч
а
3
с
т
6
и
е
п
р
и
п
р
4
л
5
и
а
г
Ч
А
а
с
т
3
т
е
и
6
л
ь
е
н
о
е
п
р
п
и
4
р
л
и
5
а
г
Ч
а
А
с
С
т
о
т
е
6
и
ю
л
з
ь
е
н
о
е
п
р
п
и
ч
р
л
5
и
а
и
г
с
Ч
л
А
а
и
т
С
с
т
Т
е
о
ю
6
е
и
л
ь
з
л
е
ь
н
н
о
е
о
е
п
р
п
и
л
ч
р
и
и
н
а
г
с
а
Ч
р
л
а
А
е
и
т
с
С
ч
о
е
т
Т
6
ю
и
И
е
л
з
л
ь
е
е
ь
н
н
о
о
е
е
п
р
п
и
ч
р
л
н
а
и
и
с
а
г
Ч
р
л
а
А
и
е
С
т
с
ч
о
е
т
Т
И
г
е
ю
и
л
л
л
ь
е
з
е
ь
А
н
н
г
о
о
е
о
е
л
п
р
п
и
л
ч
р
и
и
н
а
с
г
а
Ч
л
р
а
А
и
е
т
с
С
ч
Т
т
е
о
г
е
ю
И
л
и
л
е
л
з
ь
е
Ц
ь
н
А
н
г
о
о
е
о
л
е
Цели урока:
- Познакомиться с частицей как служебной частью речи;
- Учиться находить частицы в сказках А.С. Пушкина;
- Знать разряды частиц.
- Люблю я Пушкина творенье. И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет!
Лучшими друзьями А.С. Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер
- Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Проверка!
бы (б), ни, всё, же
ЧАСТИЦЫ
бы (б), ни, всё, же
С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».
Проверка!
«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)
«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)
- Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)
- Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
Частицы бы, ли, же…
- БЫ – мечтает.
- ЛИ – сомневается (и спрашивает).
- ЖЕ – утверждает.
Морфологический разбор частиц План
- Общее грамматическое значение.
Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;
2) вносит различные оттенки в предложение.
II . Морфологические признаки:
- не изменяется;
- разряд по значению.
III . Синтаксическая роль: не является членом предложения.
Смысловые (модальные)
выражают:
Восклицание: Что за, ну и, вишь ты
Вопрос: Ли, разве, неужели, что ли
Усиление: Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и
Уточнение: Именно, как раз, точно, прямо
Выделение, ограничение : Только, почти, лишь, исключительно
Указание: Вон, вот, это
Сомнение: вряд ли, едва ли Смягчение требования : -ка
Разряды частиц
Разряды частиц
1. Отрицательные
примеры
Не, ни
2. Формообразующие
Бы (б) (служат для образования условного наклонения глагола) . Да, давай, давайте, пусть, пускай (служат для образования повелительного наклонения глагола),
3. Смысловые (модальные) частицы выражают:
Более, менее, самый (образуют сравнительную степень прилагательного или наречия)
Что за, ну и, как, вот так, вишь ты
Ли, разве, неужели,
Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и
именно, как раз, точно, прямо
только, лишь,
исключительно, почти
Вон, вот, это
Вряд ли, едва ли
-ка
2) Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. «Что за чудо?» — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр.
1) Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали: Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать. Справят здесь, — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда (даже) плакал царь Дадон, Инда (даже) забывал и сон.
- Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. Шлет за ним гонца с поклоном.
- Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.
Частицы
Вариант 1
Отрицательная частица
Восклицательная частица
не
Вариант 2
что и
не
Усилительная частица
что за
инда (даже), и
Указательная частица
вот
уж
вот
«Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». Делать нечего…
Частицы
Вопросительные: как, ли
Усилительные: -то, и, ж (же), вишь, всё ж
Выделительные: лишь
Отрицательные: не
Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):
- 1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
- 2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
- 3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.
- 4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.
Выводы:
- 1. Что такое частица?
- 2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?
- 3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
- 4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?
Домашнее задание
- 1. Параграф 66, таблица разрядов
- 2. Вариант 1.Упражнение 403
- 2. Вариант 2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (со слов «…Чёрт ли сладит с бабой гневной… до слов …И оставили одну, отходящую ко сну…»
Читайте Пушкина, читайте, И не живите днём одним. С ним и любите, и мечтайте. И размышляйте вместе с ним. И светлой дружбой дорожите Её, как свет звезды неся, Как Пушкин, пламенно живите,- Жить нам без Пушкина нельзя.
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Список используемой литературы
- Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2007
- Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- Русский язык в школе, Журнал №2, 1995
- Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3