Что бы это значило?
- Мы хотим всё видеть,
- Мы хотим всё слышать,
- Мы хотим всё знать,
- Мы хотим говорить.
Тема урока « Орган слуха »
Цели урока:
- Выяснить значение слуха в жизни человека;
- Рассмотреть строение органа слуха;
- Изучить особенности работы слухового анализатора;
- Выявить причины заболеваний органа слуха;
- Научиться применять в жизни знания, полученные на уроке.
Новые термины
- Отоларинголог
- Серная пробка
- Отит
- Анализатор
Зачем человеку уши?
Назовите функции уха.
Функции уха:
- Восприятие звуков;
- Защитная;
- Косметическая;
- Чувствительная;
- Информационная;
- Коммуникативная.
Послушайте отрывок из произведения Вильяма Шекспира «Гамлет»
ПРОБЛЕМА
Прав ли был Шекспир, описывая сцену отравления ядом через ухо?
Призрак к Гамлету
… Когда я спал в саду,
Как то обычно делал пополудни,
Мой мирный час твой дядя подстерёг
С проклятым соком белены в сосуде
И тихо мне в преддверия ушей
Влил прокажающий настой, чьё свойство
Так глубоко враждебно нашей крови,
Что быстрый, словно ртуть, он протекает
В природные врата и ходы тела,
И свёртывает круто и внезапно,
Как если кислым капнуть в молоко,
Живую кровь; так было и с моею...
Так я во сне от братственной руки
Утратил жизнь, венец и королеву...
Задание 1
Найдите в учебнике информацию о строении органа слуха. Из каких отделов состоит ухо? Начертите схему в тетради на основе прочитанного материала.
Строение
органа слуха
наружное
ухо
среднее
ухо
внутреннее
ухо
Задание 2
- Познакомьтесь со строением наружного и среднего уха. Занесите эту информацию в свои схемы.
строение
органа слуха
среднее
ухо
наружное
ухо
внутреннее ухо
слуховые косточки
ушная раковина
молоточек
слуховой проход
наковальня
стремечко
барабанная перепонка
слуховая труба
Задание 3
Изучите строение внутреннего уха. Дополните этой информацией схемы в своих тетрадях.
строение
органа слуха
наружное
ухо
среднее
ухо
внутреннее ухо
преддверие уха
перепонка овального и круглого окна
слуховые косточки
ушная раковина
молоточек
улитка
слуховой проход
наковальня
стремечко
орган равновесия
барабанная перепонка
слуховая труба
Вернемся к поставленной нами проблеме
Прав ли был Шекспир, описывая сцену отравления отца Гамлета ядом через ухо?
Задание 4
Определите составляющие компоненты слухового анализатора
Слуховой анализатор
слуховые → слуховые → слуховая зона
рецепторы нервы (височные доли
(улитка) коры ГМ)
(нервный
импульс)
Задание 4
Проследите весь путь прохождения звуковой волны.
ушная
раковина
слуховой
проход
барабанная
перепонка
слуховые
косточки
слуховой
нерв
слуховая
зона
головного
мозга
преддверие
внутреннего
уха
улитка
В чём причина глухоты человека?
Глухота может быть врождённой или стать следствием механических повреждений барабанной перепонки, отита или контузии.
От сильного удара звуковой волны акустическое давление передается непосредственно на лабиринт улитки, минуя среднее ухо. Из-за её воздействия слуховые рецепторы погибают. Наступает глухота.
Людвиг Ван Бетховен
«Лунная соната»
Гигиена слуха
- Зачем ушам нужна сера?
- Что такое серная пробка?
- Причины и последствия отита?
- Почему нельзя кричать и слушать громкую музыку?
- Что такое «беруши», для чего их применяют?
Вставьте пропущенные слова:
Среднее ухо находится в толще ..... кости, в нем расположены слуховые ..... .
Это самые ..... косточки нашего тела, они называются ....., ....., ..... .
Барабанная перепонка передает колебания на ....., он «бьет» по ..... и посылает сигналы на ....., а от него во внутреннее ухо.
Игра «Верю – не верю»
- Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит?
- Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка?
- Верите ли вы, что одного уха достаточно что- бы ориентироваться в пространстве?
- Верите ли вы, что уши подростков более приспособлены к громкой музыке, чем уши родителей, бабушек и дедушек?
- Верите ли вы, что для того, что бы уменьшить шум, нужно посадить вокруг дома деревья?
Запланированные цели урока:
- Выяснить значение слуха в жизни человека;
- Рассмотреть строение органа слуха;
- Изучить особенности работы слухового анализатора;
- Выявить причины заболеваний органа слуха;
- Научиться применять в жизни знания, полученные на уроке.
Оцените свою работу по рейтинговой системе
Я могу ответить на вопросы
в конце параграфа учебника 1 2 3 4 5
Активность на уроке 1 2 3 4 5
Поведение на уроке 1 2 3 4 5
Сообщения, выступления, ответы на уроке 1 2 3 4 5
Я ставлю себе за урок оценку 1 2 3 4 5
Задание на дом
§ 54 Орган слуха.
Ответьте на вопросы.
- Какая косточка самая маленькая в организме человека?
- Почему, когда мы спим, то закрываем глаза, но не закрываем уши?
- Творческое задание.
Подберите поговорки и загадки об ушах.
Дорогие мои восьмиклассники!
Мы с вами сегодня
хорошо потрудились.
Вы у меня молодцы !
Всем большое спасибо за совместную работу!